Права. Обязанности, ответственность

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ.

Права ребёнка.

Обязанности ребёнка.

ДЕТИ, У НАС ТОЖЕ ЕСТЬ ПРАВА! (Взрослые)

О причинах преступлений несовершеннолетних, о родительской ответственности перед своими детьми, о самых серьезных преступлениях, совершенных несовершеннолетними в 2014 году.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ.

Ученик обязан:

Ученик имеет право:

Учащимся школы запрещается:

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГОВ.

Права ребёнка
Ребёнок имеет право:
1.На жизнь и охрану здоровья.
2. На гражданство.
3. На необходимый уровень жизни.
4. На имущество.
5. На образование.
6. На получение профессии.
7. На неприкосновенность личности, защиту от физического и психологического насилия.
8. На проживание в семье.
9. На жильё.
10. Право на отдых.
11. На защиту чести и достоинства.

Обязанности ребёнка

Ребёнок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относится к окружающей среде, всем видам собственности.
Соблюдение законов государства является конституционной обязанностью каждого, кто находится на территории Республики Беларусь. За их неисполнение наступает юридическая ответственность.
Никто не может быть освобождён от обязанностей соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других лиц. С точки зрения уголовного права при несоблюдении закона ребёнок может быть привлечён к ответственности за некоторые преступления с 14 лет, к административной ответственности с 16 лет.
Права и свободы одного человека «заканчиваются» там, где «начинаются» права и свободы другого человека. Поэтому на ребёнка также возлагается обязанность уважать права и законные интересы других граждан. Он также должен уважать традиции и культурные ценности не только своего народа, но и других наций и народностей. Традициями являются определённые установления, нормы поведения, идеи, ценности, обычаи, обряды, которые передаются от поколения к поколению и таким образом сохраняются в течении длительного времени.
На ребёнка возлагается обязанность овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности. Для этого в средних учебных заведениях проводятся уроки труда, в старших классах учат определённым специальностям. В Республике Беларусь создана широкая сеть высших учебных заведений, средне - специальных учебных заведений, профессионально - технических училищ.

ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.
1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Лица, совершившие запрещённые настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за
1) убийство (статья 139);
2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);
3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);
4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);
5) изнасилование (статья 166);
6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);
7) похищение человека (статья 182);
8) кражу (статья 205);
9) грабёж (статья 206);
10) разбой (статья 207);
11) вымогательство (статья 208);
12) угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214);
13) умышленное уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи 218);
14) захват заложника (статья 291);
15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);
16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);
17) хищение наркотических средств, психотропных веществ (статья 327);
18) хулиганство (статья 339);
19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);
20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341).
 
ОСНОВАНИЯ ПОСТАНОВКИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ НА УЧЁТ В ИНСПЕКЦИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
 
Постановке на учёт в Инспекции по делам несовершеннолетних подлежат лица до 18 лет:
1. Вернувшиеся из мест лишения свободы.
2. Осужденные с отсрочкой исполнения приговора.
3. Осужденные условно.
4. Амнистированные.
5. Обвиняемые в преступлении.
6. Имеющие диагноз наркомания.
7. Осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
8. Совершившие преступления, но освобождённых с применением мер общественного воздействия.
9. Совершившие общественно опасное деяние в возрасте до 14 лет.
10. Вернувшиеся из спец. школ, спец. ПТУ
11. Совершившие правонарушения, влекущие меры общественного или административного воздействия.
12. Употребляющие спиртные напитки или токсичные вещества.
13. Систематически уходящие из дома (Бродяжничество.)
В специальные учебные заведения закрытого типа направляются несовершеннолетние, совершившие правонарушения.
  
ДЕТСКИЙ ПРАВОВОЙ САЙТ
 
Получить информацию по вопросам закона и прав, и ознакомиться с материалами по данной тематике вы можете на Детском правовом сайте, расположенном в Интернете по адресу http://mir.pravo.by

 ДЕТИ, У НАС ТОЖЕ ЕСТЬ ПРАВА! (Взрослые)

Сотрудничайте с нами. Протяните нам руку помощи и дайте понять, что мы можем расти вместе, и что мы можем на вас рассчитывать.
Помните, что серьёзная учёба означает серьёзное дело.
Мы не были родителями и учителями изначально, мы стали ими. От нас зависит, какими вы станете, но и от вас зависит, какие родители и учителя получатся из нас.
Мы стараемся свести до минимума наши требования и пореже употреблять «ты должен». Но и вы постарайтесь развить в себе ответственность и, не дожидаясь требований, совершить акт доброй воли: «Давай я сделаю...»
Помните, мы (взрослые) не мене вас способны на ошибки, и зачастую мы несостоятельны. Будьте великодушны и примите нашу способность падать.
Очень хотелось бы, чтобы вы не обижали нас своим невниманием, когда мы о вас заботимся. «Спасибо» - это такой стимул!
Старайтесь принимать наши правила, даже если не совсем понимаете их. Мы действительно иногда знаем, что лучше.
Не всегда ждите ответа от нас. Постарайтесь сами продумать и понять вопрос. Понимание вопроса важнее, чем знание ответа.
Постарайтесь любить нас и тогда, когда мы ошибаемся. Взрослые - не боги и не ангелы, хотя и стараются ими казаться.
Не копируйте нас, будьте самими собой.
Постарайтесь относиться к нам как к равным. Родители и учителя отнюдь не рабы своих детей; нам тоже нужна справедливость.
Учитесь принимать свои собственные решения, а мы будем любить вас в независимости от того, мудрыми будут эти решения или нет.
Мы растём и развиваемся вместе с вами. Так давайте грести вместе и в одном направлении, иначе наша лодка запросто может опрокинуться.
 
 
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
Ученик имеет право:
 
На образование в соответствии с Законом РБ « Об образовании в Р Б»;
На правовую и социальную защищенность в соответствии с действующим законодательством;
На уважение своего достоинства;
На помощь учителей в овладении знаниями;
На бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;
На поощрение и вознаграждение за успехи в учебе;
На защиту труда и здоровья в процессе обучения;
Представлять школу в конкурсах, олимпиадах, смотрах, соревнованиях и других мероприятиях в соответствии со своими возможностями;
Выбирать и быть выбранным в Совет школы, органы ученического самоуправления;
На получение общественного признания и оценки своей учебной и общественной деятельности;
На открытую оценку своих знаний, своевременное уведомление о сроках контрольных работ, срезов знаний, экзаменов.

 Ученик обязан:

Старательно учиться, овладевать устойчивыми знаниями и практическими навыками, быть дис­циплинированным, заботиться о чести класса, школы, поддерживать ее традиции;
Не унижать достоинство людей, уважать их взгляды и убеждения;
Достойно вести себя в школе и за ее пределами, проявлять уважение к старшим и ровесникам, милосердие, человечность;
Бережно и с уважением относиться к национальной истории и культуре своего и других народов;
Беречь родную природу и окружающий мир, их богатство и красота;
Подчиняться решениям Совета школы, указаниям и приказам директора и его заместителей, требованиям учителя и других сотрудников школы, исполнять Устав школы.

 Учащимся школы запрещается:

Носить в школу и иметь при себе любые опасные и нелегальные предметы, особенно оружие, боеприпасы и т.д., применение или угроза их применения.
Развязывать и провоцировать драки в школе и в школьном дворе и участвовать в них.
Не пропускать занятия без уважительных причин.
Иметь спиртные напитки, употреблять их, находиться под их воздействием в школе и на проводимых школой мероприятиях.
Курить в школьных помещениях и школьном дворе.
Играть на занятиях и в перерывах в карты и другие азартные игры.
Заниматься воровством, совершать акты вандализма, наносить умышленный ущерб школьному имуществу, собственности учителя и учащегося.
Игнорировать замечания, сделанные учителем или представителем администрации школы, проявляя при этом грубость и неуважительность.
Регулярно не выполнять получаемые задания или их систематически недобросовестно выполнять.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГОВ.

Учитель имеет право:

1. На участие в работе органов управления школы в порядке, предусмотренном Уставом школы.
2. На уважение своих профессиональных и личных качеств чести и достоинства со стороны администрации, учащихся и родителей.
3. На защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.
4. Самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания учащихся, учебники и учебные материалы, методы оценки знаний учащихся.
5. На получение любой информации от администрации школы, органов управления.
6. На свободное выражение своего мнения.
7. На участие в работе методических объединений, творческих групп и других профессиональных объединений.
8. На моральное и материальное поощрение своего труда.
9. На бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний.
10. На создание моральной рабочей обстановки на уроке.
11. На свободное и безопасное пребывание в стенах школы
12. На неприкосновенность личной собственности.
13. На участие в работе общественных организаций.
14. На охрану здоровья и медицинское обслуживание, на улучшение условий своего труда.
15. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и устава школы может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме

 Учитель обязан:

1. Выполнять Устав школы, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, «Правила школьной жизни».
2. Быть примером достойного поведения в школе и общественных местах.
3. Заботиться о защите прав и свобод учащихся, ценить личность ребёнка, его право на выражение собственного мнения и убеждений.
4. Уважать права родителей или заменяющих их лиц.
5. Постоянно повышать свой профессиональный уровень.
6. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися.
7. Выполнять обязанности дежурного учителя. В случае невозможности дежурным учителем выполнять свои обязанности, он должен заблаговременно поставить об этом в известность администрацию с целью своевременной его замены.
8. Аккуратно вести журнал, вовремя выставлять оценки и доводить их до сведения учащихся.
9. Своевременно предупреждать учащихся о предстоящих контрольных работах.
10. Обязан отпускать учащихся на перемену вовремя.
11. Учитель может впускать учащихся в класс на перемене (по своему усмотрению).
12. Учитель обязан оценивать в журнале ответ ученика, а не его поведение.
13. Не превышать объём домашнего задания более чем на 50 % объёма аудиторной нагрузки. Учитель обязан защищать ученика от перегрузок.
14.  Учителю запрещается удалять ученика с урока во время учебных занятий. Если учащийся дезорганизует работу всего класса, вызвать дежурного администратора и передать ему нарушителя дисциплины.
15. Учитель несёт ответственность за здоровье ученика на уроке.
 
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Классный руководитель имеет право:

1.     Получать регулярно информацию о состоянии психофизического здоровья детей.
2.     Выносить на рассмотрение администрации, педсовета или Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса.
3.     Разрабатывать (совместно с социально-психологической службой, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и их родителями.
4.     Получать своевременную помощь от руководства учреждения, от объединений, работающих в нём.
5.     Приглашать родителей (лиц их заменяющих) в учебное заведение.
6.    Определять форму плана воспитательной работы с классом (с учётом принципов общешкольного планирования).
7.     Отказываться от несвойственных ему, не входящих в его функциональные обязанности поручений.
8.     Защищать собственную честь и достоинство в случае несогласия с оценкой его воспитательной работы в данном классном коллективе.
 
Классный руководитель не имеет право:
1.     Унижать личные достоинства воспитанника, оскорблять его словом и действием.
2.     Использовать оценку (шкальный балл) для наказания ученика.
3.     Злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное ему слово или обещание, сознательно вводить его в заблуждение.
4.     Намеренно использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка.
5.    Обсуждать за глазами своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывать авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

 Классный руководитель обязан:

1.    Систематически анализировать состояние успеваемости и динамику общего развития своих воспитанников.
2.    Контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса.
3.    Контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи.
4.   Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классных и школьных коллективов.
5.    Изучать детей, условие их жизнедеятельности в школе и в семье.
6.    Фиксировать отклонение в развитии и поведении учащихся, осуществлять необходимую психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных случаях информировать об этом администрацию.
7.    Оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем.
8.    Вовлекать в воспитательную деятельность педагогов, работающих в классе, родителей учащихся.
9.    Информировать родителей (лиц их заменяющих) об успехах или неудачах учащихся, собирать плановые и, в исключительных случаях, внеплановые родительские собрания, заседания родительского комитета.
10. Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся), и документацию, требуемую администрацией учреждения (например, справки отчёты, планы, карты изучения личности учащегося, папки с разработками воспитательных мероприятий и т.д.).
11. Организовывать охрану здоровья, укреплять здоровье школьников, вовлекать учеников в физкультурную, спортивную работу.
12. Организовывать дежурство по классу, школе, столовой.
13. Осуществлять строгий контроль за посещаемостью учащихся.
14. Выявлять и вести учёт детей из неблагополучных и социально незащищённых семей.
15. Осуществлять наблюдение за поведением «трудных подростков», детей, «группы риска».

 Ответственность.

1.    Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий.
2.    За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы законных распоряжений директора школы иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, классный руководитель несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством;
3.    За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка, классный руководитель может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом РБ.
4.  Обязан выявлять семьи, находящиеся в социально- опасном положении.
 
 

О причинах преступлений несовершеннолетних, о родительской ответственности перед своими детьми, о самых серьезных преступлениях, совершенных несовершеннолетними в 2014 году.

Преступность в подростковой среде – явление не редкое.

На протяжении почти двух лет в районе регистрируется рост подростковой преступности, при этом отсутствуют существенные положительные изменения в ее динамике и структуре.

В 2015 году несовершеннолетними и при их участии на территории Столинского района совершено 73 преступления, что на 38 больше чем в 2014 году.

Взросло количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, с 1 до 3.

За январь 2016 года несовершеннолетними совершено 1 преступление.

Характер и степень тяжести преступлений вызывает тревогу. Основные преступления, которые совершали несовершеннолетние – это хищения имущества граждан, угоны транспортных средств, хулиганства. Также необходимо отметить, что несовершеннолетними совершены преступления, относящихся к категории тяжких – это умышленное повреждение имущества, совершенное общеопасным способом;  умышленное причинение тяжких телесных повреждений.

В совершении 73 преступлений приняли участие 42 несовершеннолетних.

Увеличилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения.

Учащимися школ и при их соучастии были совершены – 36 преступлений.

Прокуратурой района по каждому преступлению, совершенному несовершеннолетними, проводились проверки с целью установления причин и условий, способствующих им.

В ходе проведенного прокуратурой района анализа установлено, что основными причинами негативной ситуации, складывающейся в молодежной среде, является непринятие должных мер по организации трудовой и учебной занятости несовершеннолетних, что является прямым условием совершения подростками противоправных действий.

Особые опасения вызывает тот факт, что родители, которые должны исполнять главную роль в воспитании детей, не всегда надлежащим образом выполняют свои обязанности.

Так, например, группа несовершеннолетних жителей д. Велемичи в феврале-марте 2015 года в период времени с 23 часов до 06 часов на территории района совершили 14 преступлений (хищения имущества граждан). 

Несовершеннолетние жители г.Давид-Городка  совершили 15 преступлений в ночное время (хищения имущества граждан). 

При изучении материалов правонарушений и преступлений возникает вполне обоснованный вопрос: почему не уделяют детям должного внимания, о чём думают мамы и папы, отпуская подростков гулять в позднее время? Ведь из 73 преступлений, совершенных подростками, большинство совершено в ночное время.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь, родители, которые уклоняются от воспитания и содержания могут быть лишены родительских прав. Кроме этого предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанностей по сопровождению несовершеннолетних  с 23.00 часов до 6.00 вне жилого помещения.

Количество административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними уменьшилось со 436 до 380, из них мелкое хулиганство – 37, мелкое хищение – 17, распитие алкогольных напитков в общественном месте – 125, умышленное причинение телесного повреждения – 3.

Увеличилось количество правонарушений против несовершеннолетних: за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественное поведение привлечено 58 лиц. Увеличилось количество привлеченных лиц за невыполнение обязанностей по воспитанию детей по ст.9.4 КоАП Республики Беларусь со 135 до 165.

За продажу спиртных напитков несовершеннолетним по ч.6 ст.12.17 КоАП Республики Беларусь в 2015 году привлечено к ответственности 6 продавцом, из них 2 из системы райпо, 4 - магазины частной формы собственности. По данным фактам прокурором района возбуждено 2 дисциплинарных производства, объявлены официальные предупреждения директорам ЧТУП о возможности лишении лицензии на право продажи алкогольной продукции.

В 2016 году прокуратурой района будет уделяться значительное внимание исполнению законодательства о профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних, координации работы субъектов профилактики по своевременному выявлению семейного неблагополучия, устранению причин и условий, создающих социально опасное положение несовершеннолетних, повышению уровня взыскания средств на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

 

 

Заместитель прокурора Столинского района

младший советник юстиции                                                        А.Г. Андрейковец