Советы психолога

Советы психолога учителям:

Стиль педагогического общения

Как избежать ненужных конфликтов

Как справиться с долговременным стрессом

Рекомендации по работе с застенчивыми детьми

Рекомендации по работе с агрессивными детьми

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями

Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми

Рекомендации по работе со  слабоуспевающими детьми

Стиль педагогического общения

Стиль-это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная.

 Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

 1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся - общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. О таких учителях говорят: «За ним дети (ученики) буквально по пятам ходят!»

 2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.

 3. Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.

 4. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.

 5. Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.

Как избежать ненужных конфликтов

Существует ряд правил:

-     не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;

-     прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;

-     попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;

-     не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступками;

-     заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;

-     умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;

-     признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;

-     если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.

Как справиться с долговременным стрессом

Хронический стресс возникает обычно двумя путями: либо как следствие острой стрессовой ситуации, либо в результате действия незначительных, на первый взгляд, но многочисленных и "долгоиграющих" неприятных факторов (а часто - как разнообразные и самые причудливые комбинации всего вышеперечисленного).

В первую очередь надо ликвидировать, разрядить возникшую в коре головного мозга стрессовую доминанту или же создать новую, конкурирующую. В этом вам помогут:

 Различные методы расслабления, релаксации. Именно умение расслабиться является основой снятия стресса. Смысл расслабления (релаксации) - снять физиологическое и психологическое напряжение.

Существует много типов и приемов релаксации, вы без труда найдете в Интернете их подробные описания. Отметим следующие методы релаксации:

медитация;

мышечная релаксация;

 массаж;

баня, сауна;

 аутогенная тренировка;

йога.

Спорт. Упражнения должны быть достаточно трудными, чтобы адреналин, накопившийся при стрессе, израсходовался целиком. Если физические нагрузки будут недостаточными, в крови останется избыток адреналина, значит, останутся раздражительность и злость. Но и не переусердствуйте: сверхнагрузки для неподготовленного человека могут плохо закончиться.

Общение с близким человеком поможет, во-первых, "излить душу", т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на другую тему; в-третьих, совместно поискать пути к благополучному разрешению ситуации.

Захватывающие игры, в том числе компьютерные.

Шоппинг. Для тех, кто любит походить по магазинам, поглазеть на товары - прекрасный метод. Главное даже не купить нужную вещь, а смотреть, выбирать и наслаждаться самим процессом.

Переключение на любимое дело, хобби. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Очень полезно иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

Рекомендации по работе с застенчивыми детьми

Помните, что  этим  детям  свойственны  страхи  тревожные  опасения,  боязнь нового,  незнакомого,  низкая  адаптивность.  В  школьном возрасте—ипохондрия  за  своё  здоровье  и  здоровье  родных.  Появляется  навязчивость  и  чрезмерная  мнительность.  Им важно,  как  они  выглядят  в  глазах  других  в  неудобных,  стыдливых  ситуациях;  они  испытывают  тяжелейший  стресс,  который долго переживают.  Они  склонны к  суицидам.

 Застенчивые  дети  очень  внушаемы,  поэтому:

 1.     Не  ставьте  их  в  позицию  неопределённости,  неизвестности.

 2.     Не  включайтесь  в  игру  их  болезней,  давайте  им  работу,  когда  они  здоровы.

 3.     Включайте  их  в  общественные  посильные  дела.

 4.     Хвалите   их  за  самостоятельность.

 5.     Стимулируйте  их  личную  ответственность.

 6.     Не  создавайте  напряжения  во  взаимоотношениях,  не  угрожайте. Отношения  с  застенчивым  ребёнком  должны  быть  ровные, открытые.  Он  должен  понимать  Ваши  эмоции  и  чувства  к  нему.  Негативизм  относите  к  его  поступку,  а  не  к  личности.  Вы  должны  успокоить  ребёнка.

 7.     Если  уровень  притязаний  ребёнка  завышен,  то  помогите   найти  адекватный.

 8.     Будьте  осторожны  с  передачей  стрессовой  информации .  Не  допускайте,  чтобы  ребёнок  выбегал  из  класса—это  опасно.  Сразу  же  следуйте  за  ним.  Даже  когда он  расстроен,  не  выводите его  из  класса.  Освободите на  время  его  от  работы—дайте ему  время  успокоиться.

 9.     Позволяйте  иногда  отвечать  ему  с  места  или  письменно.

Как  правило,  эти  дети  из  семей  с  высокой  моральной  ответственностью.  И  для этих  детей самое  страшное—ошибиться  или  подвести  кого-либо.  Задача  учителя  научить  детей  спокойно  относиться  к  ошибкам,  иметь  желание  их  исправить,  находя  при  этом  разные  варианты  решения  проблемы.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми

1.     Агрессивные  дети  часто  бывают  вооружены.

 2.     Никогда  не  оскорбляйте  их,  в диалоге  не  используйте  жаргонные  и  бранные  слова—это  не  даст им права  оскорблять  Вас  и  не демонстрировать  в  поведении  всё,  на  что они  способны.

 3.     Ведите  общение  на  равных,  но  не  впадайте  в зависимость  от  них.  Лучше  несколько  дистанцироваться  от  них.

 4.     Не боритесь  с  ними  в  открытую,  т.к.  это  усугубит  отношения.  Следует учитывать  их  особенности  и  бурные  реакции.

 5.     Останавливайте  их  спокойно,  с  невозмутимым  лицом,  действуйте  при  минимуме  слов.

 6.     Обсуждайте  их  поведение только  после  их  успокоения.

 7.     Не  отвергайте  их,  т.к.  они  очень  мстительны.

 8.     Выясните,  как  возникает  агрессивное  поведение  и каково  возможное  решение.

 9.     Наделите  агрессивного  ребёнка  какой-либо  ответственностью  в  школе.

 10. Учитывайте,  что  перед  сильными  у  агрессивного ребёнка  появляются в  поведении элементы  раболепия,  а  перед  слабыми  агрессии.

 11. Не  угрожайте  и  не  шантажируйте  агрессивного  ребёнка,  т.к.  в  какой-то  момент это  перестаёт  действовать  и  Вы  будете  неубедительны  и бессильны.

 12. Воинственность  ребёнка  можно  успокоить  своим  спокойствием.

 13. Не  разряжайте  своё  плохое  настроение  на  таких  детях.

Найдите  повод  похвалить  их,  особенно  спустя  некоторое время  после  наказания—дети  убедятся,  что  претензии  были  не  лично  к  ним,  а  к их  поступкам.

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями

Игнорируйте  истерические  реакции.
Предупредите  класс,  чтобы  он  не  обращал  внимание  на  ребёнка  в  момент  истерики.
Хвалите  позитивные  поступки  такого  ребёнка  для  закрепления  нового  стиля  поведения.
Не  стремитесь  угодить.
Не  обращайте  постоянно  внимание  на  его  плохое  настроение—ему  этого  и  надо  (подсознательно).
Чаще  давайте  понять,  что  он  вправе  сам  решать  и  нести  ответственность  за  свои  решения  и  поступки.
Займите  такого  ребёнка  таким  видом  деятельности,  чтобы  он  смог  своим  трудом  выделиться  среди  сверстников,  а  не  своим  поведением,  т.к.  он  жаждет  признания.
Если  у  ребёнка  высокий  уровень  притязаний,  определите  круг  доступных  притязаний.
Этот  ребёнок  требует  много  льгот  для  себя.
Не  попадайте  под  его  влияние  и  не  позволяйте манипулировать  собой,  т.к.  он  лжив  и  способен   входить  в  доверие.
Критикуйте  поступки  ребёнка,  а  не  его  личность,  не  делайте  замечания  постоянно—за  несколько поступков—одно  замечание/наказание.
Позволяйте  ему проявлять  эмоции  бурно, но  не  грубо,  в  рамках  дозволенного.
Усильте  систему  поощрений  и  наказаний (наказание  неподвижностью)
Если  ребёнок  осознал свой проступок,  то  с  побеседуйте  с  ним.  Беседа  должна  быть  запоминающейся.
Устраните  влияние  всепрощающих  взрослых,  требования  должны  быть  едины.
Ужесточить  режим,  пресекать  бесцельное  время препровождение.
Ребёнок  должен  нести  ответственность  за  помощь  по  дому,  за  выполнение  уроков.  Контроль  не  должен  быть  постоянным.
Не  позволять  выполнять  другое  дело,  пока  не  завершит  первое.
Чётко  ориентировать  ребёнка  в  понятиях  «хорошо»,  «плохо»,  «надо».
Повышайте  самооценку  ребёнка,  уверенность  в  себе.

Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми

Этих  детей  характеризует  выраженный  аутизм  (уход в  себя,  боязнь  мира).  Они  склонны  к  развитию  логического  мышления, но  у  них  отсутствуют широкие  познавательные  интересы.  У  них  нетипичные  интересы: о  строении  мира,  о  потустороннем  мире…  Эти  дети  любят  много читать,  у  них  развита  речь,  но  часто  она  формально.  Негативные  черты:  эмоциональная  холодность,  эмоциональная  тупость,  не  испытывает  большой  привязанности  к  родителям;  не интересуется  мнением  других,  безразличен  к внешнему  миру.  Эти  дети  способны  на  странные  поступки,  у  них  притуплённое  самосохранение.  У  этих  детей  нет  друзей,  они  подчиняются  другим,  не  смотрят  в  глаза.

 В  работе  с  такими  детьми  надо  опираться  на  их  сильные  стороны. Морали  на них  не  действуют  вообще,  ничего  им  не  навязывать,  самим  приспособляться  к  ним.

 1.     Не  призывайте  их  к  совести,  не  читайте  морали.

 2.     Учитывайте  наличие  страхов  методом наблюдения,  особенно  анализом  рисунков;  определите  тематику  страхов,  потом  прорисуйте  их:  из  страшного  сделайте  смешное.  Страх  у  этих  детей  сопряжён  с  любопытством—помогите  преодолеть  эту  проблему.

 3.     Помогайте  им  в  развитии  речи,  внимания,  моторики,  в  формировании  навыков  ИЗО.

 4.     Смягчите  общий  эмоциональный  дискомфорт,  тревожность.

 5.     Стимулируйте  психическую  активность,  направленную  на  взаимодействие  со  сверстниками  и  взрослыми.

 6.     Учитывайте  их  интерес  к  точным  наукам.

 7.     Учитывайте  парадоксальность  и  непредсказуемость  от  мышления  до  чувств  и  поступков.

 8.     Выделяйте  его  поведение,  как  отличное от других  и  в  то   же  время  дайте  ему  почувствовать  принадлежность  к  классному  коллективу.

Рекомендации по работе со  слабоуспевающими детьми

1.     При  опросе  слабоуспевающим  школьникам  даётся примерный  план  ответа,  разрешается  пользоваться  планом,  составленным  дома,  больше  времени  готовиться  к  ответу  у доски,  делать предварительные  записи,  пользоваться  наглядными  пособиями.

 2.     Ученикам  задаются  наводящие  вопросы,  помогающие  последовательно  излагать материал.

 3.     При  опросе  создаются  специальные  ситуации  успеха.

 4.     Периодически  проверяется  усвоение  материала  по  темам  уроков,  на  которых ученик  отсутствовал.

 5.     В ходе  опроса  и  при  анализе  его  результатов  обеспечивается  атмосфера благожелательности.

 В  процессе изучения  нового  материала  внимание слабоуспевающих  концентрируется  на  наиболее  важных  и  сложных  разделах изучаемой  темы,  учитель  должен  чаще  обращаться  к  ним  с  вопросами  на  понимание,  привлекать  их  в  качестве  помощников,  стимулировать  вопросы  учеников  при  затруднении  в  освоении  нового  материала.

 В  ходе самостоятельной  работы  слабоуспевающим  даются упражнения,  направленные  на  устранение  ошибок,  допускаемых ими  при  ответах  или  в  письменных  работах:  отмечаются  положительные  моменты  в  их  работе  для стимулирования  новых  усилий,  отмечаются  типичные  затруднения  в  работе  и  указываются  способы  их  устранения,  оказывается  помощь  с  одновременным  развитием  самостоятельности.

 При  организации домашней  работы  для  слабоуспевающих  школьников  подбираются  задания по  осознанию  и исправлению  ошибок:  проводится  подробный  инструктаж  о  порядке  выполнения  домашнего  задания,  при необходимости  предлагаются  карточки  консультации,  даются задания  по повторению  материала,  который  потребуется  для  изучения  нового.  Объём  домашних  заданий  рассчитывается  так,  чтобы  не  допустить  перегрузки  школьников.

Симптомы профессионального “выгорания”

Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер):

  •  истощение, усталость;
  • бессонница;
  • негативные установки;
  • пренебрежение исполнением своих обязанностей;
  • увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
  • уменьшение аппетита или переедание;
  • усиление агрессивности (раздражительность, гнев, напряженность);
  • усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
  • чувство вины;
  • переживание несправедливости.

Если из этого перечня хотя бы три применимы к вам, это уже повод задуматься, а не наступает ли у меня синдром ЭВ.

Памятка «Как избавиться от стресса»

1.Окружающий мир – это зеркало, в котором каждый человек видит своё отражение. Поэтому основные причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.

2.Полезно периодически вспоминать, что без многого из того, чего Вы добиваетесь, вполне можно жить. Жить нужно по способностям и средствам. При этом помнить, что стресс и депрессия не длятся вечно. День, когда Вы почувствуете себя лучше, обязательно настанет. Смысл жизни не исчез.

3.Научиться без каких-либо условий понимать, а лучше уважать и любить всех, начиная с себя.

4.Если я не могу изменить трудную для меня ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить моё отношение к ней. На земле сейчас живут сотни миллионов людей, которые, попав в моё нынешнее положение, посчитали бы себя на вершине счастья. Надо помнить об этом.

5.Необходимо уменьшать свою зависимость от внешних оценок. Жить по совести – значит реже попадать в ситуацию стресса. Свою жизнь надо оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что у нас есть.

6.Каждый день будьте настолько активны, насколько Вы можете. Не позволяйте себе уходить в оцепенение, бездействие. Отвлекайтесь от мрачных мыслей в делах, в общении с приятными людьми, в смене обстановки. Будьте заняты. Это самое дешёвое средство и самое эффективное.

7.По возможности радуйте себя тем, что способно Вас порадовать. Может быть, это будет хорошая книга или запах любимых духов, шоколад или ванна с душистыми травами. Вспомните и прочувствуйте Ваши прежние ощущения от этих приятных вещей.

8.Чаще общайтесь с людьми, которые вас любят: членами семьи, родственниками, друзьями. Попросите их при случае рассказать о том, что им нравится в Вас больше всего.

9.Смотрите смешные фильмы и читайте смешные книги. Попробуйте посмеяться над своими мрачными мыслями, над плохим настроением.

10.Приятно надеяться на лучшее. Однако всегда необходимо прогнозировать не только лучший, но и худший варианты развития событий. Желательно психологически и материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс.

11.Не слишком увязать в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет, и в нём ничего не изменишь. Не погружаться слишком в мечты о будущем. Его ещё нет. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни «здесь и сейчас».

12.Полезно знать, что абсолютно все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как-то преодолели. Значит, преодолеем и мы!

13.Разговаривать иногда с людьми «по пустякам»; возможно просто поболтать на отвлечённые темы – тоже лекарство от стресса.

14. Регулярно давать себе возможность расслабиться, эмоционально раскрепоститься, сделать себе что-то приятное. Существуют тысячи таких техник и способов – важно подобрать подходящий для себя комплекс. Но употреблять алкоголь, сигареты, наркотики и другие «излишества» не стоит.

15. Укрепление физического здоровья – важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле – здоровый дух.

16.Трудно переоценить роль здорового чувства юмора в профилактике стресса. Люди, обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те, кто лишён этого чувства.

17. Откладывание возникающих проблем только усиливает стресс и депрессию. Решение проблемы укрепляет уверенность в своих силах, уважение к себе и вызывает радостное чувство. Счастливая жизнь – это не отсутствие проблем, а их успешное преодоление.

Упражнения для снятия стресса

Упражнение 1.

Его можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором сосредоточить своё внимание.

1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счёте делая вдох и медленный выдох (выдох должен быть заметно длиннее вдоха).

2. Закройте глаза. Сначала посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счёте. Медленно выдыхайте, представляя. Как с каждым выходом уменьшается и, наконец, исчезает напряжение.

3. Не открывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый Вами воздух окрашен в тёплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращаясь в облако.

4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счёта, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, ещё через неделю – от 30 до 1, в конце концов – от 50.

Упражнение 2.

Если обстановка вокруг накалена и Вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

- Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

- Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

- Напрягите и расслабьте икры.

- Напрягите и расслабьте бёдра.

- Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

- Напрягите и расслабьте живот.

- Расслабьте спину и плечи.

- Расслабьте кисти рук.

- Расслабьте предплечья.

- Расслабьте шею.

- Расслабьте лицевые мышцы.

- Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда Вам покажется, что медленно плывёте, - Вы полностью расслабились.