Родителям от педагога социального

Памятка для родителей по правовому воспитанию учащихся

Напоминаем:

  1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин. При повторном таком правонарушении в течение одного года – штраф в размере от 2-х до 15-ти базовых величин, или общественные работы, или административный арест. (Основание: ст.19.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
  2. Курение (потребление) табачных изделий, использование электронных систем курения, систем для потребления табака в местах, где они в соответствии с законодательными актами запрещены, – влекут наложение штрафа в размере до четырех базовых величин. (Основание ст.19.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
  3. Нарушение правил дорожного движения:

- нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, – влечет наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин. (Основание: ст.18.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

- управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством или передача управления транспортного средства лицу, не имеющему права управления, влечёт наложение штрафа от 5-ти до 20-ти базовых величин. При повторном нарушении – от 20-ти до 50-ти базовых величин, или общественные работы, или административный арест. (Основание: ст.18.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

- нарушение правил эксплуатации транспортного средства влечёт наложение штрафа в размере от 1-й до 3-х базовых величин. (Основание: ст.18.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

  1. Мелкое хулиганство. Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, – влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест. (Основание: ст.19.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
  2. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, – влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин. (Основание: ст.19.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
  3. Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, хищения путем использования компьютерной техники, а равно попытка такого хищения – влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Статья 10.3 Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

  1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
  2. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища – влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

 

 

 

Родителям! "Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма, курения, охрана психического здоровья" Смотрите видеоролики по ссылке...

 

Ветряная оспа и меры профилактики

 

Ветряная оспа известна с древних времен. Спутать ее с другими заболеваниями довольно сложно, и мамы, наблюдая характерные прыщики на лице и теле ребенка сами парой не дожидаясь врача, ставят правильный диагноз. Пожалуй, из всех детских инфекций ветрянка это заболевание, которое распространяется очень быстро, отчего и называется «ветряной», то есть переносится буквально ветром. Заболевание занимает ведущую позицию в структуре инфекционной заболеваемости после острых респираторных инфекций и гриппа и является самой распространенной инфекцией в мире.

Ветряная оспа это вирусное заболевание. Клинические проявления характеризуются острым началом, повышения температуры, толчкообразным появлением на коже и слизистой своеобразной пятнисто - везикулезной сыпи. Возбудителем ветряной оспы является вирус крупных размеров, который относится к группе вирусов герпеса. Этот вирус в большом количестве содержится в ветряночных пузырьках впервые 3- 4 дня болезни.

К основным свойствам вируса относятся его летучесть и чрезвычайно малая устойчивость. Во внешней среде вирус быстро погибает от нагревания, от солнечных лучей и ультрафиолетового излучения.

Источник инфекции – больные ветряной оспой, иногда больные опоясывающим лишаем. Больные ветряной оспой становятся заразными в конце инкубационного периода (который составляет от 10 до 21 дня) и продолжают представлять опасность для окружающих до 5-го дня с момента появления последнего элемента сыпи. Передается заболевание воздушно-капельным путем, при этом вирус выделяется в огромном количестве при кашле, разговоре, чихании. Возможен вертикальный механизм передачи вируса плоду от матери, болевшей ветряной оспой в период беременности. Восприимчивость людей к ветряной оспе зависит от возраста. Дети до 6 месяцев практически не болеют, что связано с наличием пассивного иммунитета, переданного от матери. В дальнейшем восприимчивость резко возрастает и практически первая встреча ребенка с источником возбудителя инфекции приводит к заражению.

Перенесенное заболевание оставляет стойкий пожизненный иммунитет к повторному заражению.

Входными воротами инфекции является слизистая оболочка верхних дыхательных путей. Размножаясь на слизистых оболочках, вирус в конце инкубационного периода попадает в кровь. С током крови он разносится по всему организму. Возбудитель фиксируется преимущественно в эпителии кожи и на слизистых оболочках, где размножаясь, приводит к появлению сыпи. Первые элементы сыпи могут появиться на любом участке тела, но чаще на лице, волосистой части головы, спине, реже – на животе, груди, плечах, бедрах. На ладонях и подошвах сыпь, как правило, отсутствует. Лихорадка совпадает с периодом массового появления сыпи, при этом у взрослых она достигает значительных цифр. Высыпания появляются толчкообразно, поэтому лихорадка может носить волнообразный характер.

Больной изолируется чаще на дому. Госпитализация в инфекционный стационар осуществляется по клиническим показаниям. Изоляция больного прекращается через 5 дней после появления последнего свежего элемента сыпи. Дети до 7 лет, бывшие в контакте с больными ветряной оспой, не болевшие и посещающие и посещающие детские учреждения, разобщаются на 21 день с момента контакта. При точном установлении времени контакта дети допускаются в детские учреждения в течение первых 10 дней инкубационного периода и разобщаться с 11-го по 21-ый день периода инкубации.

В период высыпания и лихорадки необходимо соблюдение постельного режима. Питание больного должно быть полноценным. Назначается жидкая или полужидкая пища. Белье должно быть чистым, хорошо проглаженным, руки чистыми, ногти коротко остриженными. С целью предупреждения расчесов и повреждения везикул детям младшего возраста на руки рекомендуется надевать специальные манжеты. Хороший эффект оказывают общие гигиенические ванны со слабым раствором марганцовокислого калия, которые способствуют быстрому подсыханию везикул.

Элементы сыпи смазывают раствором анилиновых красителей: 1-2% водными или спиртовыми растворами бриллиантового зеленого, метиленового синего. Очень хорошо элементы сыпи смазывать водными растворами марганцовокислого калия в разведении 1:5000 или 2-3% йодной настойки.

Антибиотики на течение ветряной оспы влияния не оказывают, однако при появлении гнойных осложнений применяются антибиотики и сульфаниламиды по указанию лечащего врача.

Ветряная оспа считается доброкачественным заболеванием, однако в ряде случаев могут развиться осложнения, иногда очень тяжелые. Среди осложнений ветряной оспы наиболее часты различные гнойные поражения кожи–абсцессы, фурункулы, флегмоны. У взрослых и подростков инфекция протекает более тяжело и может сопровождаться осложнениями (пневмония, энцефалит, гепатит и др.), вероятность возникновения, которых увеличивается с возрастом. Острая первичная инфекция, как правило, переходит в латентную (скрытую) форму, вирус сохраняется в ганглиях задних корешков спинного мозга. У пожилых людей (чаще всего – после 50 – 60 лет), а так же у пациентов с нарушениями иммунитета или у ослабленных детей может происходить реактивация латентного вируса, вследствие чего возникает заболевание – Herpeszoster – опоясывающий герпес. Заболевание характеризуется везикулярной сыпью на коже по ходу периферических нервов - постгерпетическая невралгия, продолжительный болевой синдром в поясничной области, местным воспалением по ходу нервов, а так же с возможным поражения лицевых нервов, глаз со снижением зрения вплоть до слепоты.

Общая профилактика ветряной оспы заключается в своевременной диагностике, ранней изоляции больного с последующим проветриванием и влажной уборкой помещения, облучением воздуха бактерицидными лампами. Обязательно соблюдение воздушно-теплового режима в помещениях, где находится заболевший или контактные.

Если кто-нибудь в семье заболел, то обязательно нужно вызвать врача. Родители должны всегда помнить об этом и знать, что главное – вовремя распознать эту болезнь и не допустить осложнений.

Иммунизация может существенно повлиять на уровень заболеваемости среди населения. В Республике Беларусь в настоящее время используется живая аттенуированная (ослабленная) вакцина против ветряной оспы - Varilrix, предназначенная для подкожного введения, начиная с 12-ти месячного возраста. Вакцина удовлетворяет требованиям ВОЗ к биологическим препаратам и вакцинам, не содержит консервантов, низкореактогенна для всех возрастных групп. Одна прививочная доза – 0,5 мл, вводится подкожно в область плеча двукратно с интервалом между введениями 6 недель.

Контактным лицам в очагах ветряной оспы вакцинопрофилактика проводится в течение первых 96 часов после контакта с больным ветряной оспой, женщины, планирующие беременность вакцинируются за 3 месяца до планируемой беременности.

Противопоказания к введению вакцины против ветряной оспы, как и для других вакцин, могут быть временными, т.е. когда введение вакцины откладывается до исчезновения симптомов любого острого заболевания, или во время ремиссии при хронических заболеваниях. Вакцины против ветряной оспы не вводятся при беременности.

Выписка статей

Кодекса об административных правонарушениях

Республики Беларусь, характеризующих критерии СОП

(изменения с 01.03.2021)

Статья 10.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (бывшая ст. 9.1)

  1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

  1. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи, либо нарушение защитного предписания –

влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Статья 10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей (бывшая ст. 9.4)

 

  1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, –

влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

  1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища –

влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин

Статья 19.1. Мелкое хулиганство

(бывшая ст. 17.1)

 

Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, –

влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Статья 19.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

(бывшая ст. 17.3)

 

  1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, –

влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

  1. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, (бывшая ч.3 ст.17.3)

влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

  1. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –

влекут наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.

  1. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –

влекут наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.

  1. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин.

Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение

(бывшая ст. 17.4)

 

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, –

влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.

 

Статья 19.5. Занятие проституцией

(бывшая ст. 17.5)

 

  1. Занятие проституцией –

влечет наложение штрафа в размере от шести до двадцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

  1. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Статья 19.8. Распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости

(бывшая ст. 17.8)

 

Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение или рекламирование, а равно публичная демонстрация кино- и видеофильмов или иных произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости, –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией указанных произведений, на индивидуального предпринимателя – от десяти до ста базовых величин с конфискацией указанных произведений, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин с конфискацией указанных произведений.

Рекомендация для родителей по профилактике вредных привычек

      Как бы мы ни ограждали ребенка, но однажды это может случиться. К вашему ребенку подойдут - и предложат попробовать наркотик. Аргументация может быть различной: это безвредно, но от этого "ловить кайф", "у нас в компании все употребляют это", "попробуй - и все проблемы снимет как рукой" или "докажи, что ты уже взрослый". К такой встрече ребенка надо готовить заранее. Воспользуйтесь несколькими простыми рекомендациями, которые многократно испробованы педагогами и родителями во всем мире и доказали свою эффективность.        Разговаривайте с ребенком о наркотиках и алкоголе       Эксперты утверждают, что разговор о наркотиках - первая ступень помощи детям. Помните, что нет возраста, когда ребенок не нуждался бы в объективной информации о наркотиках и объективных последствиях злоупотребления ими. Задача таких бесед не только в доведении до ребенка всей информации о наркотической опасности, но и в установлении отношений доверия, открытости по вопросам о наркотиках.        Учитесь слушать        Ребенок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь найти вместе с ним выход из проблемы, отрицающий возможность применения наркотика. Никогда не используйте информацию, полученную от ребенка, во вред ему. Оговорите с ребенком те случаи, которые дают вам право поступить вопреки его желанию (например: очевидный вред здоровью его собственному или его друзей, информации о готовящемся преступлении и т.д.).        Дайте советы, но не давите советами        Как показывают житейские наблюдения, мы все не очень любим прислушиваться к чужому мнению. Очевидно, что совет может быть эффективен только в случаях, когда наиболее рациональной может выступать форма, предполагающая свободный выбор ребенка.        Подумайте о своем примере.        Трудно предположить, что кто-то поверит советам родителя, который сам злоупотребляет курением, алкогольными напитками и так далее. Не забудьте, что даже такие "невинные" пороки требуют объяснения ребенку.        Поддерживайте в ребенке самоуважение и думайте о его самореализации.        Пожалуй, это самое важное и трудное. Все наши советы в большей степени относятся к предупреждению развития наркомании. Проблема преодоления множественных кризисов взросления во многом обусловлена насущной потребностью - быть, состояться как личность, самореализоваться. Наверное, если бы не было в человеке этой жажды, то не был бы возможен никакой прогресс. Наркотик чаще всего находит свои жертвы среди тех, кто не сумел добиться уважения и самоуважения, в чьей жизни оказался вакуум: дел, любви, интересов, доверия, заботы, ответственности. Чем более сформировано у ребенка чувство самоуважения, тем более вероятности, что он сможет сказать "нет" в ответ на предложения испытать новые ощущения, стать взрослее или быть таким, как все.

Агрессия у детей и подростков. Рекомендации педагога-психолога для родителей

 

Слово «агрессия» (от лат. aggressio — нападение) — это деструктивное, разрушающее и враждебное поведение в отношении окружающих людей. А вот агрессивность — это черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а с другой — стилем общения и воспитания в семье.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются следующие:

  • физическая - использование физической силы против кого- либо или чего-либо;
  • вербальная (словесная) - проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;
  • аутоагрессия  - агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: 

  • стремление привлечь к себе внимание сверстников;
  • стремление получить желаемый результат;
  • стремление быть главным;
  • защита и месть;
  • с целью подчеркнуть свое превосходство.

 

Коррекция агрессивного поведения подростков

Отношения «взрослый - агрессивный подросток» имеют свои правила,

позволяющие обеспечивать разрешение конфликтов и одновременно

целенаправленно корректировать поведение таких детей:

  1. Спокойная реакция взрослого на агрессию подростка. Это может быть полное  игнорирование его реакций способом выхода в другую комнату при разговоре;

- констатация понимания агрессии серией вопросов о возможной усталости, ухудшении самочувствия, конфликтах со сверстниками. Возможно, в такой ситуации целесообразно будет вспомнить свое негативное поведение в период взросления. Но примеры из личного опыта не должны стать для вашего ребенка указателем к действиям. В этих воспоминаниях акцент следует делать на том, что за такое поведение потом было стыдно, что оно причинило боль родителям, бабушке.

  1. Акцентирование внимания взрослого на поступке подростка, а не на его личности. Анализируя поведение сына или дочки, важно ограничиться конкретным фактом и ни в коем случае не вспоминать, что это уже было, что вчера или позавчера были другие агрессивные действия. Только беседуя о конкретной ситуации, подросток сможет критично оценить себя. Нужно убедить, что агрессия вредит, прежде всего, ему самому. Ребенок должен из ваших бесед понимать, что вы осуждаете его поступок, а не личность. То есть вы любите ребенка и хотите ему только добра.
  2. Контроль над своими негативными эмоциями. Родители - первый авторитет для детей. И поэтому надо каждую минуту контролировать свои эмоции, не давая малейшего повода подросткам для копирования негатива. Если же такое случается, то при подростке нужно признать, что вы были неправы, не сдержались, и попросить прощения.
  3. Снижение напряженных ситуаций. Если вы конфликтуете с ребенком, то нельзя допускать таких действий: переходить на угрозы, втягивать в спор посторонних людей, обзывать подростка, использовать физическую силу, сравнивать его с другими детьми, подкупать его будущими покупками или вольностями.
  4. Личная демонстрация неагрессивного поведения. Спокойствие взрослых в конфликтной ситуации — лучший нейтрализатор агрессии подростков. Дайте возможность детям высказаться и объяснить свое поведение. Выслушайте ребенка. Используйте юмор, будьте искренними с детьми. Беседуйте с ними так, как с партнерами, взрослыми личностями, а не вашими подчиненными без опыта, знаний и права на собственное мнение.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

сниженный уровень саморегуляции;

неразвитость игровой деятельности;

сниженную самооценку;

нарушения в отношениях со сверстниками.

желание ущемить достоинство другого.

Агрессивный ребенок доставляет массу проблем членам семьи, а его воспитание – дело нелегкое. Однако существует ряд рекомендаций, призванных помочь родителям усмирить своего забияку:

  • выстройте систему требований, показывайте ребенку положительный пример;
  • выполняйте установленные правила, поддерживайте дисциплину;
  • дайте малышу понять, что вы любите его таким, каков он есть;
  • всегда учитывайте возможности крохи выполнять ваши требования;
  • направьте избыточную энергию в мирное русло (спортивные секции, пение, рисование);
  • легкие проявления агрессивности необходимо игнорировать, не заостряя этом внимания окружающих;
  • подключайте ваше чадо к совместной деятельности, не забывайте подчеркивать значимость его вклада в общее дело;
  • установите запрет на агрессию в случае, если ее проявление – не защитная реакция, а своеобразное развлечение для ребенка;
  • агрессивные дети не понимают, что такое жалость – до них необходимо донести, что излишняя гневливость приносит страдания близким людям;
  • если ребенку необходимо выплеснуть негативные эмоции – подберите для него подходящую игру или занятие;
  • старайтесь сдерживать гневные порывы малыша непосредственно перед проявлением (окрикните, перехватите занесенную для удара руку).

ГУО "Ольманская средняя школа"

Агрессия у детей и подростков: рекомендации для родителей

 

 

Курение и здоровье подростка

На основе статистических данных разных стран можно сделать вывод, что в настоящее время до 60% мужчин и 20% женщин систематически курят, иначе 40% населения нашей планеты являются курильщикам, где немалый процент составляют подростки. Одной из основных причин курения является любопытство. (По данным опроса учащихся курить из любопытства начали до 25%).

Другая причина - подражание взрослым. В некурящих семьях курящими становятся не более 25% детей, в курящих семьях число курящих детей превышает 50%. В распространении этой вредной привычки имеет значение принуждение детей к курению со стороны курящих.

В распространении курения среди девушек немалую роль играет мода, 60% считают, что курить это "красиво", "модно", "курят - потому что хотят нравиться", "хотят привлечь к себе внимание". Психологию тяги девушек к курению тонко описывает Е. И. Руденко: девушку интересует не столько сам акт курения, сколько вся процедура курения, приобретающая своеобразный ритуал. Итак, у девушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам. Важно знать, что в состав табака входят многие вещества, среди которых есть обычные, присущие всякому растению, и специфические только для табачных листьев. По данным фармакологов, при выкуривании одной пачки сигарет средней крепости с общей массой табака 20 г образуется 0,0012 г синильной кислоты, приблизительно столько же сероводорода, 0,22 г пиридиновых оснований, 0,18 г никотина, 0,64 г (0,843 л) аммиака, 0,92 г (0,783 л) окиси углерода (11) и не менее 1 г концентрата из жидких и твердых продуктов горения и сухой перегонки табака, вызываемых табачным дегтем. Подсчитано, что смертельная доза никотина для человека составляет 1 мкгр на 1 кг массы тела, т.е. около - 60-70 мг для подростка. Даже те, кто курит около 15 сигарет в день, укорачивает свою жизнь на пять с половиной лет, а каждая сигарета - это минус четыре минуты жизни.

Также известно, что у курящих женщин, если им вообще удается доносить беременность, то при рождении умирает каждый десятый ребенок. Среди них велик процент преждевременных родов, а дети рождаются с меньшей массой. В результате специального обследования населения японским обществом санитарии и гигиены установлено, что дети отцов, выкуривающих пачку сигарет в день, в среднем весят на 125 г меньше, чем дети, отцы которых не курят. У курящих матерей новорожденные весят на 230 г меньше, чем у рожениц, незнакомых с сигаретой. Вредное воздействие никотина на плод обусловлено тем, что он уменьшает плацентарный кровоток и снижает поступление кислорода к тканям растущего организма. Девушки, рано начинавшие курить, хуже развиваются физически, чаще болеют бронхитом. Действие никотина на половую сферу чаще всего проявляется в нарушении менструации.

O.Линeвa, B. Пaвлoв

 

 

Памятка родителям по профилактике суицида

 

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

 

Будьте бдительны! Суждение, что люди решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

 

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

ûутрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

ûпренебрежение собственным видом, неряшливость;

ûпоявление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

ûрезкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

ûвнезапное снижение успеваемости и рассеянность;

ûплохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

ûсклонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

ûпроблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

ûбезразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

ûстремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

ûсамообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;

ûшутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

 

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

 

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все

безнадежно

и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

 

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

 

Важно соблюдать следующие правила:

-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

- будьте терпеливы;

- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;

- не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:

«Ты не можешь убить себя, потому что...;

- делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

 

Психологическая культура полового поведения

Проблемы ранней половой активности старших подростков и пути её решения

Что бы ни говорили педагоги, психологи и родители, у всех подростков есть сексуальная жизнь, проявляют ли они её с другими или сами с собой, либо внешне совсем не проявляют. Это обусловлено особенностями их как психологического, так и физиологического развития. А к моменту перехода в старшие классы школы половое созревание подростка набирает обороты, и игнорировать факт начала развития подростковой сексуальности становится уже невозможным, а порой и опасным. И хотя некоторые учёные как современные, так и прошлых лет, считают, что вопрос о сексуальности имеет место ещё в младенчестве (З. Фрейд. “Теория сексуальности”), наиболее опасно для самого подрастающего человека влияние сексуальности именно в юношеские годы. И причиной этому – несоответствие уровня эмоционально-психологического развития подростка физиологическому, а порой и отсутствие определённого жизненного опыта и недостаточная степень интеллектуального развития ребёнка. Это означает, что современные подростки готовы к сексу скорее только физически, нежели психически.

Особенно актуальным вопрос о половой жизни как таковой возникает в наши дни, когда с ним стала отождествляться такая страшная проблема, как СПИД. Но половые сношения это лишь один из способов передачи ВИЧ-инфекции. И несмотря на то, что в СМИ пропагандируется безопасный секс, необходимо знать и о других способах защиты от этого заболевания. И если подходить к вопросу о подростковой сексуальности только с позиции ВИЧ-профилактики, то здесь всё кажется достаточно простым и ясным, однако при этом проблема приобретает определённую ограниченность. Просвещать старших школьников о способах защиты от СПИДа необходимо, но кроме этого нужно обратить их внимание и на другие проблемы, связанные с приобретением раннего сексуального опыта. А их немало, и последствия некоторых порой не уступают по своим масштабам СПИДу. Как показывает жизнь, родители и педагоги пренебрегают другими аспектами данного вопроса, считая, по-видимому, их несерьёзными или не заслуживающими особого внимания. А ведь помимо ВИЧ-инфицирования ранняя половая активность чревата рядом других не менее важных последствий. К их числу относятся:

  • психологические травмы после раннего сексуального опыта;
  • ранняя беременность;
  • подростковые аборты;
  • венерические заболевания, передающиеся половым путём.

 

Психологические травмы после раннего сексуального опыта

Несоответствие психологической готовности ребёнка уровню его физического развития является основной причинойвозможной психологической травмы от первого сексуального опыта. Давление со стороны более опытного партнёра, сверстников и собственное любопытство толкают подростков на необдуманный шаг. Отсутствие полного осознания в вопросе “Зачем и почему мне это нужно?” лишает действия ребёнка должной объективности.

Волнение, связанное со столь важным событием, может повергнуть неопытного подростка в шок, вызвать нерешительность. Особенно часто это бывает у мальчиков: из-за сильного эмоционального стресса пропало сексуальное возбуждение, а вместе с ним и эрекция. Если партнёрша достаточно деликатна, трагедия не случиться, но по статистики чаще происходит обратное. Осмеянный мальчик замыкается в себе, начинает ощущать свою неполноценность, а при отсутствии соответствующих знаний может решить, что страдает от импотенции.

С девочками, на первый взгляд, дело обстоит проще, но это иллюзия. Если мальчик боится “ударить в грязь лицо” и показаться несостоятельным, то девочка боится боли, связанной с физиологическими аспектами первого сексуального опыта, боится грубости и бестактности своего партнёра, боится, что её тело будет отвергнуто, а она сама окажется уже ненужной, когда “всё случиться”.

В случае неразборчивости в выборе партнёра для первого сексуального опыта вполне вероятна ситуация, при которой в ответ на робость, нерешительность и даже отказ могут прозвучать слова: “Ты фригидна!”, “Недотрога!” и другие бестактные замечания, цель которых “взять на “слабо”. Неподготовленная подростковая психика может не перенести подобного стресса. 80% сексуальных комплексов у взрослых людей берут своё начало в первом сексуальном опыте. И даже если человек до этого никогда особенно не страдал от комплекса неполноценности, серьёзные неудачи при первом сексуальном опыте могут значительно подорвать его уверенность в себе и даже стать причиной навязчивых психических состояний.

Ранняя беременность

Причины подростковой беременности сейчас понимаются достаточно односторонне. Это не только незащищённый половой акт, хотя в ряде случаев именно неумение или нежелание предохраняться приводит к незапланированному зачатию и нежелательной беременности. Многие подростки вообще не знают, что кроме механических средств контрацепции (презервативов) есть и другие. Большое значение имеет тот факт, что ранняя беременность является результатом простого незнания собственного тела (т. е. анатомии половых органов, понятия “менструальный цикл”, процесса зачатия, и факторов, влияющих на этот процесс), причём это касается как девочек, так и мальчиков. Огромную роль, помимо физиологических, играют психологические факторы. Не все девочки-подростки беременеют по одной и той же причине: это не всегда и не только случайность. У каждого из конкретных случаев обычно бывает несколько сопутствующих факторов.

Исследования показали, что девочки, у которых не складываются отношения со своими матерями, чаще беременеют в подростковом возрасте. (Л. Понтон “Сексуальная жизнь подростков”) Матери-подростки нередко оказываются из неполных семей с трудным финансовым положением, находясь в полной или почти полной зависимости от своих родственников, будь то психологический или финансовый аспект их жизни. Яркой чертой старшего подросткового возраста является стремление к сепарации, т. е. к ощущению себя самостоятельным человеком. И при острой неудовлетворённости собой как личностью, при наличии ощущения зависимости от кого-то из взрослых, т. е. при невозможности достичь сепарации адекватными способами, девочки могут стремиться компенсировать это таким, на первый взгляд, “извращённым” способом, как стать матерью. В более глубинном смысле в основе такой мотивации лежит обычное подражания моделям взрослого поведения. А так как материнство в традиционном понимании - прерогатива взрослой женщины, девочка, решаясь забеременеть, всего лишь копирует свою мать, либо другую авторитетную для неё взрослую женщину.

Кроме того, помимо неудовлетворённого чувства сепарации, причиной сознательного стремления к раннему материнству может стать глубокое ощущение личного одиночества, ненужности эту миру и людям, окружающим девочку. Здесь имеет место следующий ход мыслей: “Я никому не нужна (как вариант, “меня никто не любит”), а вот если бы у меня был ребёночек, он бы нуждался во мне и любил бы меня…” .

Всё вышеописанное означает, что девочка, соглашаясь на половой акт с партнёром, может преднамеренно спровоцировать зачатие ребёнка. Она сознательно идёт на этот шаг, пытаясь таким образом решить свои проблемы. Но помимо “случайности” и желания самой девочки беременность может оказаться результатом халатности и равнодушия более старшего и опытного партнёра или вообще следствием изнасилования. Подводя итог, можно выделить несколько причин подростковой беременности:

1. Физиологические причины:

  • нежелание и неумение пользоваться средствами контрацепции;
  • ограниченность знаний о средствах предохранения полового акта;
  • отсутствие знаний о собственном теле.

2. Психологические причины:

  • плохие отношения с матерью;
  • неполная семья;
  • неблагоприятная финансовая обстановка в семье;
  • стремление к сепарации;
  • ощущение внутреннего одиночества;

3. Другие причины:

  • халатность старшего партнёра;
  • изнасилование.

Подростковые аборты

Приблизительно 4 из 10 случаев подростковой беременности заканчивается абортами. По результатам исследований Комитета по делам семьи и молодёжи в 2005 году 24 москвички, не достигшие 15 лет, сделали аборт. На тех, чей возраст находится в диапазоне 15-19-ти лет, пришлось 3180 прерываний беременности. А это 40 % от числа всех забеременевших девочек.

И здесь уже последнее слово не всегда остаётся за будущей мамой. Часто решающую роль играют родители девочки и отец ребёнка. Родители, не поддерживая, а иногда и откровенно осуждая свою дочь, вынуждают её пойти на такой страшный шаг, ничуть не задумываясь о последствиях.

Не менее важно и поведение отца ребёнка, так как вне зависимости от намерений самой девочки, именно мужчина часто предлагает неопытной спутнице не предохраняться, преследую здесь уже свои собственные эгоистические интересы. Ну а если отец будущего ребёнка и вовсе отказывается от ответственности и, следовательно, от матери ребёнка, то девочка, не находя поддержки, может впасть в отчаянье, чувствуя себя ненужной и брошенной, и способна пойти на аборт как на крайнюю меру разрешения столь сложной ситуации.

Совсем иначе выглядит проблема подросткового аборта с точки зрения беременности как результата изнасилования. В данном случае ребёнок может явиться для будущей матери вечным живым напоминанием о том ужасе и унижении, который ей пришлось пережить. С другой стороны, ещё не родившийся ребёнок ни в чём не виноват. И тут может возникнуть проблема личного нравственного выбора. Ещё одним важным аспектом данного вопроса является тот факт, что ранний аборт, в зависимости от особенностей организма матери может привести к бесплодию или другим проблемам детородной функции ещё несформировавшегося женского организма, т. е. вызвать серьёзные осложнения в состоянии здоровья в будущем, когда желание иметь детей станет осознанным.

Венерические заболевания, передающиеся половым путём

Половая жизнь, будь то взрослая или подростковая, всегда сопряжена с опасностью заразиться различными инфекционными заболеваниями, передающимися именно половым путём.

Широкие общественные массы, не имеющие специального медицинского образования очень смутно представляют себе, что такое венерические заболевания. Неискушенные подростки вообще считают это чем-то нереальным и просто не могут представить, что подобное может случиться и с ними. Им кажется, что венерическим заболеваниям подвержены только определённые группы людей, т. н. группы риска: алкоголики, наркоманы, проститутки. Здесь действует принцип “Авось обойдётся”. Некоторые не видят разницу между понятиями “СПИД” и “венерические заболевания”. Иначе говоря, и одни, и другие, и третьи пребывают в опасном для собственного здоровья и жизни заблуждении или незнании. Существует также мнение, что с помощью механических средств контрацепции можно защититься от любых венерических заболеваний. Это не совсем так: не все заболевания передаются через сперму или влагалищные выделения, порой для инфицирования бывает достаточно простого соприкосновения двух слизистых оболочек половых органов сексуальных партнеров.

Не менее важно выявлять и пресекать ход болезни, т. е. вовремя предпринимать надлежащие медицинские меры. А для этого, как говориться, необходимо знать своего врага в лицо.

Можно выделить 2-е основные причины распространения венерических заболеваний:

  • беспорядочные связи, часто обусловленные алкоголизмом и наркоманией;
  • проституция.

Необходимо, что бы старшие подростки научились трезво оценивать ситуацию. Они должны понять, что венерические заболевания – это не миф, не сказка, не особенность жизни параллельного мира, что это всё рядом, и что, если не подходить к вопросу выбора полового партнёра со всей серьёзностью, за одну единственную ошибку можно очень тяжело расплачиваться всю оставшуюся жизнь.

Все эти проблемы являются следствием непросвещённости или неправильного информирования подростков в вопросах культуры полового поведения.

Несомненно, что первый сексуальный опыт оставляет неизгладимый след в психике человека, а иногда оказывает чуть ли ни решающее влияние на всю последующую жизнь, причиняя боль, формируя различные психологические комплексы, вызывая неврозы. И от того, каким будет начало сексуальной жизни, во многом зависит дальнейшая психологическая судьба личности.

Двумя основными тенденциями, касающимися сексуальной жизни подростков в современном российском, да и западном, мире является то, что:

  • подростки приобретают свой первый сексуальный опыт раньше предыдущих поколений (в среднем в 15-16 лет);
  • большинство взрослых борется с вопросами о сексе и упорно избегает разговоров на эту тему со своими детьми.

Такое положение дел обостряет ситуацию и ставит подростков в безвыходное положение: лишённые в большинстве своём поддержки родителей, они становятся предоставленными сами себе. А так как тема сексуальности, не смотря на запреты и скептицизм родителей, продолжает волновать детей, они выбирают сами искать ответы на свои вопросы. А так как известно, что правильный ответ только один, неправильных же может быть множество, подростки часто становятся жертвами социальных мифов на тему секса, различных предрассудков, и попросту неточной информации. Для того чтобы ближе подойти к сути проблемы, важно разобраться в причинах двух вышеуказанных тенденций.

Причины ранней сексуальной активности старших подростков

Факторы, влияющие на раннюю половую активность старших школьников, нельзя недооценивать и списывать подобное поведение детей на распущенность и некую развращённость. Ничто не случайно – всё имеет свои причину и часто очень глубокую психологическую обоснованность. Сейчас, как упоминалось выше, порог девственности снизился до 15-16 лет по сравнению с предыдущими поколениями. Отчасти это связано с более ранним началом физического созревания у всех детей, что заставляет подростков действовать подобно взрослым задолго до того, как они становятся готовы к этому эмоционально и интеллектуально.

Другим фактором, способным подтолкнуть подростка к раннему половому сношению, является бестактное, порой и совсем грубое поведение одноклассников и даже учителей. Так как все дети развиваются по-разному, кто-то быстрее, кто-то – нет, возникает некое несоответствие внешности отдельных учеников основной массе класса, т. е. некоторые дети могут выглядеть старше своих одноклассников. Подобные различия во внешнем облике выделяют конкретного ребёнка, делая его в какой-то степени особенным. И реакция одноклассников на такого сверстника не всегда предсказуема, адекватна и положительна. Кроме того, те же самые одноклассники неодинаково реагируют на их сформировавшихся сверстников в зависимости от пола подростка, что создаёт дополнительные трудности. Совершенно нормальное поведение, явно соответствующее уровню развитию части девочек, зачастую воспринимается окружающими, как сексуальное. Улыбки и взгляды могут казаться признаками кокетства, а определённая походка и телодвижения – провоцирующими. Даже биологически внешний вид формирующейся груди может рассматриваться как преднамеренно сексуальный. Слишком единодушна бывает иногда реакция сверстников (как мужского, так и женского пола) на развивающиеся тела взрослеющих девочек. Нередки случаи, когда в связи с этим девочек начинают дразнить, а иногда и обидно обзывать. (Л. Понтон “Сексуальная жизнь подростков”).

С мальчиками дело обстоит несколько иначе. Раннее половое развитие мальчиков, которое в основном считается преимуществом, начинает признаваться со смешанным одобрением. Мальчики, созревающие раньше своих одноклассников, обладают более высокой самооценкой и пользуются большей популярностью. Но они также чаще совершают необдуманные поступки, включая раннее начало употребление алкоголя и наркотиков. Частично это объясняется тем, что они выглядят старше и общаются с мальчиками старшего возраста. Но есть и факторы, так сказать, внутренней среды: на фоне всеобщего (или почти всеобщего одобрения) у них формируется завышенная самооценка, и часто ошибочное ощущения себя психологически старше своих лет, стремление к вседозволенности и лидерству.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что девочки-подростки изначально больше подвержены негативным переживаниям из-за раннего полового развития и, как следствие, стрессам, чем мальчики, что делает их психику более восприимчивой к различным сомнительным влияниям извне. У девочек чаще формируются комплексы по поводу их внешности, и заниженная самооценка у них более частое явление, чем у мальчиков-сверстников. Всё это результат существования в современном обществе системы двойных стандартов.

Но роль сверстников в формировании взглядов подростка на сексуальность не ограничивается оценкой уровня его физического, т. е. полового развития. Ещё одной причиной ранней сексуальной активности подростков является психологическое давление, которое оказывается со стороны сверстников. Школьные товарищи нередко призывают подростков стать сексуально активными. Часто для этого используются фразы типа “Все так делают!”, “Ты фригидна!”, “Будь мужчиной!”. В подростковой среде группы сверстников играют очень важную роль в определении сексуальной ориентации и сексуального поведения мальчика и девочки, снабжая верой или искажённой информацией и навязывая свои ценности. И в случае такого давления выбор модели сексуального поведения часто оказывается принудительным, вынужденным из-за нежелания стать изгоем, быть как все или не хуже других. Здесь, как отмечал в своих трудах Мартин Хайдагер, действует стадное чувство.

Можно выделить ещё одно обстоятельство, побуждающее подростков к ранней сексуальной активности. На первый взгляд оно может показаться не заслуживающим внимания по сравнению с предыдущими причинами, но это не так. Уже упоминалось, что для подростков в этом возрасте свойственно стремление к сепарации, и часто оно реализуется путём подражания поступкам взрослых. А так как тема половых отношений позиционируется родителями и педагогами как запретная, как сфера взрослой жизни, как нечто недоступное детям, естественно, именно поэтому приобщение подростка к сексуальной жизни воспринимается как превращение во взрослого.

Таким образом, можно выделить 3 основных причины, которые стоят за ранней половой активностью подростков:

  1. Раннее физическое развитие подрастающего поколения.
  2. Психологическое давление со стороны сверстников, бестактное поведение одноклассников и педагогов.
  3. Стремление к сепарации.

И чем раньше это происходит, тем больше вероятность риска и нанесения непоправимого вреда психическому и физическому здоровью молодого человека.

Причины, по которым родителям трудно разговаривать со своими детьми на тему сексуальных отношений

Ждать, что подростки пройдут свой путь взросления без руководства взрослых, значит только увеличить их невежество, страх и вероятность неудачи. Родители часто стремятся привить подросткам свои ценности в вопросах сексуального поведения, но они порой просто не знают, что именно сказать своим детям о сексе, потому что им либо самим не хватает информации, либо они не уверены в своих собственных ценностях. И тогда вместо доверительной беседы родители часто прибегают к запретам и угрозам. Существует несколько причин, по которым в сексуальных вопросах родители прибегают к запретам и угрозам. Это:

  • смущение;
  • боязнь того, что явно “щекотливая” тема разговора может спровоцировать сексуальную активность детей;
  • большое значение, предаваемое в сознании старшего поколения представлению о “запретном”.

Тем не менее, подростки борются за понимание проблем пола в течение всего периода их взросления. Часто подрастающему поколению в силу каких-либо внутренних или внешних факторов просто не к кому обратиться: ни к родителям, ни к друзьям, ни, тем более к преподавателям.Если бы родители и педагоги были достаточно открытыми, то услышали бы, что подростки хотят говорить на тему сексуальных отношений между людьми. И учитывая то сложное и противоречивое время, в которое мы живём, более действенным было бы именно умение выслушать и поддержать диалог на эту непростую тему, чем запреты и наказания за интерес к сексу. Разговаривая дома со своими детьми больше вероятности уберечь их от беды, нежели накладывать табу, и тогда подростки сами будут пытаться найти ответы на свои вопросы. И нет гарантии, что их источники информации будут адекватными и точными. А ведь не находя понимания у родителей, подростки чаще всего обращаются к таким источникам информации, как Интернет, порнопродукция сомнительного содержания, бульварная литература и жёлтая пресса. Всё это вряд ли можно назвать надежными, а главное безопасными источниками знания. Когда чувства и интересы детей признаются нормальными, они меньше рискуют сбиться с дороги в процессе исследования своих ощущений. Обсуждать вопросы секса с подростками лучше всего в доверительном разговоре. Впоследствии это поможет ослабить запреты и уменьшить ощущения неудобства как у детей, так и взрослых. Сердитые или унизительные замечания или команды вызывают соответствующую ответную реакцию. Выражая открытое неповиновение или самостоятельность, рассерженные подростки могут совершить рискованные поступки, связанные с сексом (например, для ответного унижения родителей). Всё вышеизложенное приводит к важному выводу: необходимо создавать на базе школы новые образовательные предметы для просвещения детей на темы половой зрелости и культуры полового поведения, умения принимать адекватные и разумные решения в этом вопросе. Необходимо грамотно рассказывать детям обо всех опасностях, которые могут их подстерегать, а также о способах защиты от них. А главное – нужно перестать рассматривать вопросы полового воспитания как грязные и “запретные”. Иначе лжеборьба за некую нравственность в обществе (а в действительности, нежелание родителей и педагогов говорить на “щекотливые” темы) обернётся увеличением случайных половых связей у подростков, необдуманностью в вопросах первого сексуального опыта, нежелательными беременностями, абортами, различными венерическими заболеваниями и увеличением числа ВИЧ-инфицированных. 

 

 

ОБ АБОРТЕ

(не навреди себе)

Практически всегда в споры о целесообразности и правомерности абортов вмешиваются этические аргументы «за» и «против», связанные с религиозными взглядами, философскими убеждениями и психологическими выкладками. И за дискуссиями о том, убийство ли аборт или медицинская процедура, о том, что написано об абортах в религиозных книгах, часто теряется один очень важный момент – собственно здоровье женщины.

 На данный момент от 20 до 30% беременностей во всем мире оканчиваются искусственным прерыванием – абортом. Распределяется эта статистика по странам очень неравномерно – по большей части из-за разного юридического статуса этой процедуры в разных государствах.

Аборт без медицинских показаний можно производить до 12 недель беременности. И вполне логично, что чем раньше будет сделан аборт, тем меньшее влияние он оказывает на здоровье женщины: методы проведения аборта на ранних стадиях менее травматичны, чем на поздних. Перед проведением аборта женщина проходит тщательное гинекологическое и терапевтическое обследование, направленное не только на определение срока беременности, но и на определение общего состояния ее здоровья. Обследование включает в себя осмотр, анализ крови, анализы на инфекции, цитологический мазок, коагулограмму и другие анализы, которые могут потребоваться врачу по тем или иным причинам.

В Столинском районе в 2016 году родилось 1107 детей, но могло родиться на  55 больше (по данным областной статистики).  В женские консультации района обратилось 27 женщин по вопросу прерывания беременности.  Всем им была оказана квалифицированная психологическая помощь психологом Столинской ЦРБ и Пинской женской консультации, а затем медицинская помощь в гинекологических отделениях района. 7 женщин от прерывания беременности, после беседы с психологом и гинекологом отказались. Эффективность психологического консультирования составила 25,9%.

         На коней 2016 года в Столинской ЦРБ на учете состояло 55 бесплодных супружеских пар. Сложно определить причину бесплодия отдельных пар. Причины могут быть как со стороны мужчины, так и женщины и определенная доля ответственности за бесплодный брак лежит на АБОРТЕ.

Проведение вакуумного аборта - достаточно быстрая процедура, не всегда требующая госпитализации. Через некоторое время (35-45 дней) восстанавливается менструальный цикл женщины.

Но как при любом инвазивном вмешательстве что-то  может пойти не так:

- Незавершенный аборт. Плодное яйцо или его часть может остаться в матке – в этом случае процедуру придется повторить, а если пройдет слишком много времени, женщине не останется ничего другого, как подвергнуть себя хирургическому аборту.

- Механические травмы матки, шейки матки и т.д. При проведении аборта не исключены механические травмы, которые впоследствии приведут к кровотечению, воспалению и другим неприятным эффектам.

- Гормональный сбой, проблемы с менструальным циклом. Случаются в результате шока организма из-за прерванной благополучной беременности. Гормональная система не всегда может проявить идеальную гибкость и быстро вернуться к нормальному функционированию.

В случае если проведение вакуум аспирации невозможно проводится хирургический аборт  - выскабливание полости матки. Вначале при любом методе расширяют шейку матки женщины, затем удаляют плод – выскабливают стенки матки. Хирургический аборт проводят обязательно в стационаре,  женщине после него требуется намного больше времени на восстановление, чем при других видах аборта.

 Риск осложнений при хирургическом аборте максимален, так как это травматичная процедура.

- Во время операции случаются механические повреждения матки, вплоть до её перфорации,  что  приводят к кровотечениям и воспалительным заболеваниям органов малого таза, а возможно и всей брюшной полости.

- Незавершенный аборт. Неполное удаление плода и плаценты может привести к серьезным маточным кровотечениям и необходимости провести повторную процедуру.

- Естественной актуальной проблемой любой хирургической операции являются, хотя редкие, но возможные  осложнения от анестезиологического пособия, наркоза.

- Инфекционные осложнения. Особенно велика вероятность этого в послеоперационном периоде, когда матка представляет собой одну сплошную рану и плохо защищена от инфекций.

На восстановление гормонального статуса  и менструального цикла могут уходить месяцы, а то и годы, что приводит к изменениям в других органах и системах женского организма.

Гормональный статус нарушает и частое использование таблетированных лекарственных средств для экстренного предупреждения беременности, которые вызывают внеплановой отторжение эндометрия и предупреждение прикрепления оплодотворенной яйцеклетки в полости матки.

Кроме сиюминутных рисков аборта, существуют также и более отдаленные последствия искусственного прерывания беременности. В первую очередь, это проблемы с зачатием, бесплодие, внематочные беременности, невынашивание, хронические воспалительные заболевания женской половой сферы. Также частым последствием абортов (особенно неоднократных) являются онкологические заболевания матки и шейки матки, яичников.

Уважаемые девочки, девушки и женщины, у Вас есть уникальная возможность избежать аборта и его неблагоприятных  последствий.

Чтобы  грамотно определить  для себя метод контрацепции Вы можете на анонимной основе обратиться к акушеру-гинекологу  КИЦ «Диалог» Матвейчику Юрию Ярославовичу, уточнив его график приема в регистратуре женской консультации и выбрав для себя подходящее время для беседы с врачом на конфиденциальной  и доверительной основе.