Русский язык и литература

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма Столинского райисполкома

                              Е.В.Васьковец

«      » октябрь 2017  г.

 

Первый (школьный) этап республиканской олимпиады

по русскому языку и  литературе  2017/2018 учебный   год  9 класс

Отзыв на художественное произведение

А ты?

Входя в дома любые –

И в серые

И в голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры солнцем залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

 

Л.Н.Мартынов

1945 г.

                                      Лингвистический  этап

         Задание 1. Укажите слова, в которых нет звука (с).

Счастье, узкий, сшить, сжать, расселить, масштаб, отважиться, городской, сгореть, класс, сервиз, касса, жестче.

 

     Задание 2. В старину случалось, что за время карточной игры сжигали столько свечей, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так и появилось сначала во французском, а потом и в русском языке выражение. Какое? Что оно означает? Вспомните его антоним и составьте с одним из них предложение.

     Задание 3. Сделайте словообразовательный анализ слов.

Безвкусица, вкрутую, вышеуказанный, многогранный, надбавка, регулировщица, суточные.

 

    Задание 4. Определите тип односоставных предложений.

1)  Позабудь соловья на душистых цветах, только утро любви не забудь!

2)  Опять туманом тянет и ознобом.

3)  Так писем не ждут, так ждут письма. 

4)  Сердитый взор бесцветных глаз.

 

     Задание 5. На каждый вид подчинительной связи слов в словосочетании приведите по 3 примера и выполните синтаксический разбор этих словосочетаний.

 

     Задание 6Определите,  что обозначают устаревшие слова кур, зга, зеница, рожон, лоно, весь, кол, сокол. В составе каких фразеологизмов они сохранились?

     Задание 7. Образуйте от данных слов указанные формы.

1)  болотце (Р.п. мн. ч.),

2)  искренний (краткая форма мужского рода),

3)  пятьсот (родительный падеж),

4)  никто (предложный падеж),

5) выздороветь (3-е лицо множественного числа),

6)  промерзать (действительное причастие прошедшего времени в В.п. женского рода),

7)  высаживаться (деепричастие),

8)  жидко (ростая форма сравнительной степени).

 

     Задание 8. Определите к какой части речи относятся выделенные слова:

1) Любил я часто,  ч а щ е ненавидел.

2) От закатного, гаснувшего света краснели края туч, а облака, что висели  п о в ы ш е , казались розовыми в небе цвета морской волны.

3) Раньше, при отце, они жили д р у ж н е й, а теперь все спуталось, люди стали как будто у м н е й, но н е б р е ж н е е к работе,  з л е е  друг к другу.

4) Брат становился  н е п о н я т н е й.

5) П о г л у б ж е натянув картуз, Алексей остановился.

6) На свежем воздухе невероятно вкусной кажется п е ч е н н а я  в золе картошка.

7)  Ж е л а я  добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени.

8) Сосед сказал ей со снисходительной улыбкой, что на  д а н н о м  этапе военных действий якобы отступление от инженерных расчетов  крайне нежелательно.

9) У ч е н ы е  долго спорили после конференции.

 

     Задание 9. Определите слова-существительные по данной характеристике.

1) С ней выступают, ею завладевают, ее подавляют и проявляют, берут и вырывают, перехватывают и захватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда она бывает наказуема - …

2) Ее приобретают и получают, подтверждают и повышают, ею можно овладеть - …

3) Его находят и достигают, к нему приходят и на него идут - …

4) Что-нибудь его создает или составляет, что-то с чем-то в него вступают, он бывает резкий и поразительный - …

5) Ее слагают и рассказывают, она о ком-нибудь или чем-нибудь ходит -.

 6) Его заслуживают или завоевывают, роняют и укрепляют, он шатается и падает - …

 

     Задание 10. Определите род следующих слов.

Запевала, экзаменатор, суфлерша, конфетти, кольраби, салями, пенальти, кофе, денди, мисс.

 

                                      Задания по литературе

     Задание 11. Имена и фамилии некоторых героев литературных стали нарицательными. По определению узнайте персонаж, имя которого превратилось в нарицательное существительное. Укажите имя, отчество, фамилию литературного героя. Запишите название произведения и его автора.

 

     Задание 12. Назовите литературное произведение и его автора, в котором показана жестокая правда о войне, само название его содержит информацию о судьбе героев.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма Столинского райисполкома

                              Е.В.Васьковец

«      » октябрь 2017  г.

 

Первый (школьный) этап республиканской олимпиады

 по русскому языку и  литературе2017/2018 учебный   год  11 класс

 Отзыв на художественное произведение

Пока ребенку нужен твой совет,

Все – в том, что у жизни ты просила.

Быть матерью –завидней доли нет.

Быть матерью –счастливейшая сила,

 

Пока тебе дает советы мать –

Пусть их и перерос, вкушай их сладость!

Ребенком быть – такая благодать!

Ребенком быть – счастливейшая сила.

                                                 Р.Ф.Казакова

                                                   

                                         Лингвистический  этап

 

 

Задание 1.  Произнесите слово ЛЁД и определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в строках Б. Пастернака.

Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела.

Задание 2.  Установите авторство и объясните смысл следующих высказываний:

1) Растекаться мыслью по древу.

2) Ох, тяжела ты, шапка Мономаха.

3) Ворона в павлиньих перьях.

Задание 3.  Составьте предложение с разными формами слова ДЕНЬ так, чтобы оно было употреблено в функции подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства.

Задание 4.  Какие из приведенных слов являются заимствованными? По каким признакам каждого заимствованного слова вы пришли к такому выводу?

Город, обаяние, маркетинг, пафос, аэродром, препона, конферансье, ошеломить, сарафан, штаб.

Задание 5.  В некоторых русских поговорках  упоминаются старинные меры веса или длины. Назовите эти поговорки. Каков смысл каждой из них?

Задание 6.  Расставьте ударение в словах.

Сливовый, петля, усугубить,  балюстрада, обжитое, бармен, эксперт, перчить, форзац, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, вечеря, знамение, озвучение, задолго, еретик, анатом, донельзя.

Задание 7.  В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков?

1) крыжовник                                          5) чувство

2) четвёрка                                               6)юность

3) фасоль                                                  7)якорь

4) вьюга                                                    8) лекция

Задание 8.  Назовите способы образования слов.

Пароходный, везенье, шашлычная, смоленский, землепашец, безлюдный, по – своему, какой – нибудь, перенос, суперобложка.

Задание 9. Дан ряд слов: воробей, дракон, крокодил, пчела, самолёт. Найдите лингвистические признаки, по которым одно слово из этого ряда можно противопоставить оставшимся четырём.

Задание 10. Исправьте предложения, объясните причину ошибки.

1)Ученик, раскроющий тему глубоко, получит высокую оценку.

2) Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление.

3) Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна.

Задание 11. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.

А) Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан.

Б) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

В) Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.

Г) Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравиться, ближе и доступнее.


                           Задания по литературе

Задание 12.  Главный герой романа М. Булгакова Мастер вынес много испытаний. В какой-то момент, не выдержав, сжег свою рукопись. Что заслужил Мастер за своё творчество:

А) свет
Б) блаженство
В) покой, тишину
Г) богатство

Задание 13.  Когда Маяковский это произведение отдал цензору, его спросили: «Вы что, на каторгу захотели?» Эта поэма выражает характер автора. Какая?
А) «Облако в штанах»
Б) «Во весь голос»
В) «Человек»
Г) «Хорошо»