Педагогам

Система профилактики правонарушений и преступлений включает в себя следующие компоненты:

  1. Выявление учащихся «группы риска».
  2. Диагностику структуры личности учащихся определение причин отклоняющегося поведения.
  3. Устранение причин отклонений в поведении несовершеннолетнего:

– изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

– вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;

– изменение условий семейного воспитания.

  1. Работа по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся.

Наиболее распространенными педагогическими ошибками и недочетами являются:

  1. Незнание или слабое знание  особенностей учащегося, условий его жизни, семейного воспитания.
  2. Неумение или нежелание педагогов учитывать психологические и индивидуальные особенности учащегося.
  3. Неверие в духовные и физические возможности учащегося.
  4. Неправильное отношение к учащимся.
  5. Отсутствие должного контроля за учебой и поведением учащегося.
  6. Несоблюдение требований к учащемуся: и единства требований к нему со стороны старших (педагогов, родителей).
  7. Злоупотребление прямыми назойливыми назиданиями.
  8. Неуважение личности учащегося, его достоинства.
  9. Грубое пренебрежительное отношение старших (педагогов, родителей) к учащемуся.
  10. Несоблюдение преемственных связей в воспитании и перевоспитании учащихся.

Классный руководитель в своей работе может использовать следующие формы работы с учащимися девиантного поведения:

  1. Индивидуальное беседы с учащимися.
  2. Посещение учащихся на дому. Знакомство с условиями жизни.
  3. Приглашение родителей, в учреждения образования  с  целью  ознакомления  с успеваемостью, поведением учащегося.
  4. Следить за чтением в библиотеке, рекомендовать для чтения специальную литературу.
  5. Пропаганда законов работниками прокуратуры, милиции, ИДН (беседы, встречи, кинофильмы и др.),
  6. Приглашать   работников   милиции   для   бесед   с   учащимися (общие беседы, индивидуально с учащимися)
  7. Закрепить за особо трудными учащимися членов родительского комитета.
  8. Вовлекать учащихся в общественную жизнь класса, учреждения образования. Дать постоянное поручение.
  9. Помочь учащимся найти дело по душе: секция, факультатив кружок.
  10. В случае нарушений дисциплины приглашать учащихся на заседания совета профилактики для обсуждения успеваемости и поведения.

Памятка для педагогов по организации профилактической деятельности в учреждении образования:

  1. Необходимо ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, определить круг видов деятельности, которые ему разрешены и доступны, и ответственность за них. Быть терпеливым и помнить, что для того, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужно время.
  2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – педагог тоже имеет право менять взгляды, он не застрахован от ошибок, кое в чем можно и уступить.
  3. Действовать только тактично.
  4. Выслушивать все, реагируя позже, выбрав подходящий момент, без раздражения, высказывая свое мнение, вносить поправки в услышанное.
  5. Быть самокритичным, принципиальным, стараться настолько укрепить доверие учащегося, чтобы он делился с педагогом своими проблемами.
  6. Не пытаться загнать учащегося в угол, поставить в затруднительное положение.
  7. Стараться соблюдать принцип: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
  8. Требуя что-то от учащихся, нельзя торговаться.
  9. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию учащихся.
  10. Навести такой порядок в своем коллективе, чтобы ребята видели в педагоге стабильную точку опоры – уверенность в жизни.

 

Рекомендации педагогам

 по профилактике эмоционального выгорания

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является синдром эмоционального выгорания (СЭВ).

СЭВ—это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Выгорание — это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки, внутренних ресурсов с ним можно успешно бороться.

Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания:

  1. Мыслите позитивно. Каждая жизненная ситуация подарена нам не случайно, несет свой жизненный урок, замечайте даже в самых трудных моментах плюсы и возможности для вашего дальнейшего пути. Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь. Помните: «Кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено».
  2. Будьте внимательны к себе: это поможет своевременно заметить первые симптомы усталости.
  3. Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.
  4. Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
  5. Любите себя, хвалите себя, делайте маленькие радости, комплименты.
  6. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  7. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  8. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними. Находите время для себя, выделяйте достаточно времени для сна и отдыха. Каждый имеет право не только на работу, но и для личной жизни, своих увлечений и предпочтений.

“Свободное время педагога — это корень, питающий ветви педагогического творчества» (В.А. Сухомлинский).

  1. Формула выживаемости профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходиться как минимум 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время восстановления физических сил организма; время релаксации (расслабления); время катарсиса (чувственной разрядки, очищения), способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение).
  2. Научитесь жить с юмором. «Юмор-соль жизни, — говорил К. Чапек, — кто лучше просолен, дольше живет». Смех защищает нас от чрезмерного напряжения. Смейтесь на здоровье!
  3. Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Берегите себя, снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».
  4. Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Помните: «Жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами».
  5. Хобби. Обязательно найдите себе занятие по душе, не связанное с профессиональной деятельностью… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже. Любая творческая работа может исцелять от переживаний: рисуйте, танцуйте, пойте, лепите, шейте, вышивайте, конструируйте и т.п.
  6. Привнесите новые эмоции, мысли и действия в свой обыденный день. Начните «Новый день — новое в обыденном». Вы возвращаетесь домой по одной и той же дороге, совершаете обыденные стереотипные поступки — в «Новый день» попробуйте совершить 10 новых поступков (например, возвращайтесь домой по другой дороге, по-новому попросите об остановке в транспорте и др.). Разнообразьте вашу жизнь.
  7. Позволяйте себе проявлять эмоции, иногда полезно просто выговориться. Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического). Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя. Изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса; мните, рвите бумагу; кидайте предметы в мишень на стене; попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите; поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен..», «Меня это обидело..»).

Задание: напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах.

  1. Музыка является одним из компонентов улучшения настроения.

Рекомендуются следующие музыкальные произведения:

  • при переутомлении и нервном истощении «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
  • при угнетенном меланхолическом настроении - ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта;
  • при выраженной раздражимости, гневе — «Сентиментальный вальс» Чайковского;
  • при снижении сосредоточенности внимания — «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;
  • расслабляющее действие — «Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;
  • тонизирующее воздействие — «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.

Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Что нужно знать о суициде?

Прежде чем оказать помощь человеку, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Кто совершает самоубийства? Почему? Каким образом?

Мы знаем, что тема суицида внушает страх. Страх этот может быть еще большим, если Вы знаете кого-то, кто предпринял попытку уйти из жизни или же покончил с собой, или если Вам самому приходили в голову мысли о суициде. Мы знаем также, что суицид является запретной темой, о нем не принято говорить с родителями, учителями или друзьями.

Возможно, Вы знакомы с кем-то, кто совершил суицидальную попытку или суицид. Если это так, то Вы, вероятно, слышали, как кто-то задавал вопрос: "Зачем было умирать?" или "Зачем было так поступать со своей семьей?"

Вопросы эти вполне естественны, но большей частью на них не получишь однозначного ответа. Какая же проблема или проблемы могли возникнуть у этого человека? Может показаться странным, но большинство подростков, совершающих суицид, на самом деле умирать не хотят. Они просто пытаются решить одну или несколько проблем. Трагедия состоит в том, что проблемы временные они решают раз и навсегда. Они хотят избежать проблем, которые, на их взгляд, им не по плечу. Эти проблемы причиняют им эмоциональную и физическую боль, и суицид представляется им надежным средством эту боль остановить.

Большей частью молодые люди совершают суицидальную попытку у себя дома между четырьмя часами пополудни и полночью. Иными словами, они пытаются покончить с собой именно там, где их, скорее всего, найдут, и делают это в такое время дня, когда кто-то из членов семьи большей частью находится дома. Шанс прийти им на помощь велик, тот же, кто надеется, что будет спасен, на самом деле убивать себя не хочет.

Столкнувшись с неотвратимостью смерти, почти все, кто выжил после попытки суицида, говорили, что неожиданно начинали понимать: проблемы их не столь велики, чтобы их нельзя было решить. Им вдруг становилось ясно: не так уж все плохо. За секунду до смерти они осознавали, что хотят жить.

Для того чтобы удержать человека от суицида, надо немного разбираться в человеческой психологии.

Потребность любви.

Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе. Потребность любви – это:

потребность быть любимым;

потребность любить;

потребность быть частью чего-то.

Если эти три "потребности" присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.

Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими и дома, и в школе, и во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, "не вовлеченность". Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Некоторые подростки сравнивают это тревожное, неприкаянное состояние с ощущением тонущего, который захлебнулся и идет ко дну, или же человека, у которого судорожно сжимается от тоски сердце.

 

 

 

Это важно знать.

Суицид – одна из основных причин смерти у сегодняшней молодежи.

Суицид является "убийцей № 2" молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. "Убийцей № 1" являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же специалистов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Иногда смертный случай признается суицидом лишь в том случае, если покончивший с собой оставил предсмертную записку, однако большинство тех, кто решил расстаться с жизнью, записок, как правило, не оставляют. Иногда нельзя точно сказать, явилась та или иная насильственная смерть самоубийством, поэтому в графу "суицид" попадают лишь те случаи, которые не вызывают никаких сомнений.

Как правило, суицид не происходит без предупреждения. 

Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.

Суицид можно предотвратить. Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего.

В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то вероятнее всего, снова покушаться на свою жизнь они не будут.

Суицид не передается по наследству

 Суициденты, как правило, психически здоровы. Но часто они находятся в состоянии острого эмоционального конфликта, от чего в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве. Лишь у очень небольшого числа молодых людей, в определенном возрасте, наблюдаются серьезные химические и физические нарушения мозговой деятельности, в связи, с чем их поступки и ощущения могут в течение долгого времени отличаться неадекватностью.

Психически нездоровые люди уходят из жизни из-за резких перепадов настроения и неадекватного поведения.

Тот, кто говорит о суициде, способен совершить суицид. Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят.

Суицид – следствие не одной неприятности, а многих.  "Последняя капля, которая переполнила чашу терпения". Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля – ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А теперь представьте, что капель этих не десять и даже не сто, а многие тысячи. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена.

Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серии неудач.

Кто склонен к суициду?  Предотвращать суицид было бы проще всего, если бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, такой тип установить сложно.

Подростки из богатых семей подвержены суицидальным настроениям ничуть не меньше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся и ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе, ни дома.

Признаки суицидального поведения:

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.

Словесные признаки.

  1. Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
  2. Прямо и явно говорить о смерти: «я собираюсь покончить с собой»; «я не могу так дальше жить».
  3. Косвенно намекать о своем намерении: «я больше не буду ни для кого проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться».
  4. Много шутить на тему самоубийства.
  5. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:

- в еде – есть слишком мало или слишком много;

- во сне – спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде – стать неряшливым;

- в школьных привычках – пропускать занятия;

- замкнуться от семьи и друзей и т.д.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

 

Ситуационные признаки.

Человек может решиться на самоубийство, если:

  1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга, чувствует себя отверженным;
  2. Живет в нестабильном (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
  3. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
  4. Предпринимаемая раньше попытка суицида.
  5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем - то из друзей, знакомых или членов семьи.
  6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

 

Рекомендации педагогам  в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству:

  1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
  5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.

Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:

  • что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является временным;
  • что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
  • что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог или врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

 

КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ

В школе:

  • Предоставлять реальную возможность в достижении успеха;
  • Проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания;
  • Обращать внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков;
  • Постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть никогда критичным, циничным по отношению к нему;
  • Предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач, нового дела, выбирая посильные для него задания;
  • Уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам.

Рекомендации по профилактике суицидального поведения:

• установите заботливые взаимоотношения с ребенком;

• будьте внимательным слушателем;

• будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации;

• помогите определить источник психического дискомфорта;

• вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;

• помогите подростку осознать его личностные ресурсы;

• окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее;

• внимательно выслушайте подростка!

 

К особенностям суицидального поведения в молодом возрасте относятся следующие:

1. Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. В отличие от взрослых у детей и подростков отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажным аутоагрессивным поступком.

2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства.

3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.

При этом в детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых.

На что обращать внимание в состоянии ребенка в возрасте 7-11 лет?

Причины суицида связанные с семьей ребенка: смерть одного из родителей и желание с ним воссоединиться, в силу недостаточного понимания природы смерти, насилие, унижение со стороны родителей, мотив - обида часто в сочетании со своей ненужностью родителям и желание избавиться от физических и психологических страданий.

  • В эмоциях – тревожность, страхи, подавленность.
  • В переживаниях – чувство обиды, брошенности.
  • В высказываниях - устойчивые фантазии о смерти.
  • В поведении – частый плач, замкнутость, истерики.
  • В жалобах – на боли в теле.

На что обращать внимание в состоянии ребенка в возрасте 12-14 лет?

Сочетанные причины суицида: семья, окружение

Среди наиболее частых мотивов избежание наказания (получил двойку 13 летний мальчик не пошел домой и повесился), протест/месть - школьница просила маму отпустить ее с ночевкой к подруге. Получив отказ, девочка повздорила с родителями и заперлась в своей комнате и выбросилась из окна.

  • В эмоциях – напряженность, эмоциональная неустойчивость, подавленность, раздражительность.
  • В переживаниях – проявление чувства вины, безнадежности, одиночества, отсутствие страха смерти
  • В высказываниях - мысли, прямые или косвенные высказывания (а что будет после смерти?) о самоповреждении или самоубийстве.
  • В поведение – импульсивность в поведении, пропуски школы или плохая успеваемость.
  • В жалобах – на непонимание окружающими, непонимание себя.

На что обращать внимание в состоянии ребенка в возрасте 15-17 лет?

Сочетанные причины суицида: окружение, семья

Основные мотивы: призыв 14 школьница выбросилась из окна после того как ее «бросил» мальчик, протест/месть (выше был пример) самонаказание – основан на самообвинении и - угрызениях совести, чувстве греховности, при совершении непростительных поступков, когда подросток осознает их отрицательную моральнуюсторону - часто выявляется в рамках психических нарушений.

  • В эмоциях – эмоциональная фиксация на травматической ситуации (тревога-тоска-гнев), суженное сознание.
  • В переживаниях – отчаяние, бессмысленность, безнадежность, одиночество.
  • В высказываниях – несостоятельность, разочарование в себе и близких людях, прямые или косвенные высказывания о самоповреждении или самоубийстве.
  • В поведение – как замыкание в себе так и вызывающее поведение при высокой обидчивости и ранимости.
  • В жалобах – на выраженное физическое или психическое страдание (болевой синдром, «душевная боль»). Ослабление или выпадение из речи слов связанных с удовольствием, радостью.

Рекомендации педагогам и родителям:

Если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка попробуйте:

1. Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам.

2. Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.

3. Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженое сознание, оттягивание времени).

Приемы психологического воздействия.

4. Напоминание о значимых для него людях.

5. Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра – «Да».

6. Прием взвешивания – что сегодня плохо, что сегодня хорошо.

7. Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).

8. Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).

9. Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было… То есть рациональное внушение уверенности.)

Рекомендации педагогам, работающим с подростками, имеющими суицидально-направленное поведение:

1. Классным руководителям и всем педагогам необходимо отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся. Должно насторожить следующее: ребенок погружен в свои мысли, не может сосредоточиться на уроке, начал пропускать занятия, перестал активно общаться со сверстниками, стал чересчур педантичен, ведет себя демонстративно и др.

2. Следует проводить регулярные замеры (отслеживание) эмоциональных состояний учащихся.

3. Для подростков с выявленными или подозреваемыми устойчивыми депрессивными симптомами необходимо организовать щадящую обстановку на уроках (не ругать, не устраивать публичных разбирательств и т.п.), постараться деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку, главное в этот период – учебное достижение, а эмоциональное благополучие.

4. В рамках данной проблемы профилактический эффект имеют систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т.д. На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать свой успех – с конкретными примерами и фактами из жизни, художественной литературы и СМИ.

5. С подростками можно говорить на тему суицида в профилактическом аспекте. В этом случае подростки получают возможность открыто говорить на тему, которая мучает и не дает покоя. Подросткам важно выговориться. Суицидальные мысли, которыми делятся с другими людьми, перестают быть настолько суицидальноопасными.

При этом недопустимо открытое прямое публичное обсуждение с учащимися суицидальных случаев. Зачастую цена подобных мероприятий (родительских собраний, классных часов) – жизнь кого-то из подростков, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестной реакции и др.

6. Не акцентируйте внимание класса на поведении данного подростка.

7. Проявляйте больше эмоционального внимания, тепла и заботы.

8. Старайтесь как можно лучше понять его проблемы, поговорить о них.

9. Не делайте негативных замечаний, особенно в присутствии других людей.

10. Старайтесь не допускать насмешек или негативных высказываний о нем со стороны одноклассников.

11. Постарайтесь вызвать интерес и привлечь подростка к общественной деятельности, чтобы он почувствовал свою значимость;

12. При малейшей возможности хвалите ребенка, подчеркивайте его положительные стороны.

13. Если ученик в свободное время не посещает никаких секций и кружков – помогите ему подобрать занятие, соответствующее его способностям и желаниям.

14. Дайте рекомендации родителям о том, как им следует изменить свое отношение к ребенку.

15. Устраивайте по возможности классные вечера, походы в дома культуры, на природу, в кино, возлагая при этом на данного ученика роль вашего незаменимого помощника.

Психологическая культура полового поведения

Проблемы ранней половой активности старших подростков и пути её решения

Что бы ни говорили педагоги, психологи и родители, у всех подростков есть сексуальная жизнь, проявляют ли они её с другими или сами с собой, либо внешне совсем не проявляют. Это обусловлено особенностями их как психологического, так и физиологического развития. А к моменту перехода в старшие классы школы половое созревание подростка набирает обороты, и игнорировать факт начала развития подростковой сексуальности становится уже невозможным, а порой и опасным. И хотя некоторые учёные как современные, так и прошлых лет, считают, что вопрос о сексуальности имеет место ещё в младенчестве (З. Фрейд. “Теория сексуальности”), наиболее опасно для самого подрастающего человека влияние сексуальности именно в юношеские годы. И причиной этому – несоответствие уровня эмоционально-психологического развития подростка физиологическому, а порой и отсутствие определённого жизненного опыта и недостаточная степень интеллектуального развития ребёнка. Это означает, что современные подростки готовы к сексу скорее только физически, нежели психически.

Особенно актуальным вопрос о половой жизни как таковой возникает в наши дни, когда с ним стала отождествляться такая страшная проблема, как СПИД. Но половые сношения это лишь один из способов передачи ВИЧ-инфекции. И несмотря на то, что в СМИ пропагандируется безопасный секс, необходимо знать и о других способах защиты от этого заболевания. И если подходить к вопросу о подростковой сексуальности только с позиции ВИЧ-профилактики, то здесь всё кажется достаточно простым и ясным, однако при этом проблема приобретает определённую ограниченность. Просвещать старших школьников о способах защиты от СПИДа необходимо, но кроме этого нужно обратить их внимание и на другие проблемы, связанные с приобретением раннего сексуального опыта. А их немало, и последствия некоторых порой не уступают по своим масштабам СПИДу. Как показывает жизнь, родители и педагоги пренебрегают другими аспектами данного вопроса, считая, по-видимому, их несерьёзными или не заслуживающими особого внимания. А ведь помимо ВИЧ-инфицирования ранняя половая активность чревата рядом других не менее важных последствий. К их числу относятся:

  • психологические травмы после раннего сексуального опыта;
  • ранняя беременность;
  • подростковые аборты;
  • венерические заболевания, передающиеся половым путём.

 

Психологические травмы после раннего сексуального опыта

Несоответствие психологической готовности ребёнка уровню его физического развития является основной причинойвозможной психологической травмы от первого сексуального опыта. Давление со стороны более опытного партнёра, сверстников и собственное любопытство толкают подростков на необдуманный шаг. Отсутствие полного осознания в вопросе “Зачем и почему мне это нужно?” лишает действия ребёнка должной объективности.

Волнение, связанное со столь важным событием, может повергнуть неопытного подростка в шок, вызвать нерешительность. Особенно часто это бывает у мальчиков: из-за сильного эмоционального стресса пропало сексуальное возбуждение, а вместе с ним и эрекция. Если партнёрша достаточно деликатна, трагедия не случиться, но по статистики чаще происходит обратное. Осмеянный мальчик замыкается в себе, начинает ощущать свою неполноценность, а при отсутствии соответствующих знаний может решить, что страдает от импотенции.

С девочками, на первый взгляд, дело обстоит проще, но это иллюзия. Если мальчик боится “ударить в грязь лицо” и показаться несостоятельным, то девочка боится боли, связанной с физиологическими аспектами первого сексуального опыта, боится грубости и бестактности своего партнёра, боится, что её тело будет отвергнуто, а она сама окажется уже ненужной, когда “всё случиться”.

В случае неразборчивости в выборе партнёра для первого сексуального опыта вполне вероятна ситуация, при которой в ответ на робость, нерешительность и даже отказ могут прозвучать слова: “Ты фригидна!”, “Недотрога!” и другие бестактные замечания, цель которых “взять на “слабо”. Неподготовленная подростковая психика может не перенести подобного стресса. 80% сексуальных комплексов у взрослых людей берут своё начало в первом сексуальном опыте. И даже если человек до этого никогда особенно не страдал от комплекса неполноценности, серьёзные неудачи при первом сексуальном опыте могут значительно подорвать его уверенность в себе и даже стать причиной навязчивых психических состояний.

Ранняя беременность

Причины подростковой беременности сейчас понимаются достаточно односторонне. Это не только незащищённый половой акт, хотя в ряде случаев именно неумение или нежелание предохраняться приводит к незапланированному зачатию и нежелательной беременности. Многие подростки вообще не знают, что кроме механических средств контрацепции (презервативов) есть и другие. Большое значение имеет тот факт, что ранняя беременность является результатом простого незнания собственного тела (т. е. анатомии половых органов, понятия “менструальный цикл”, процесса зачатия, и факторов, влияющих на этот процесс), причём это касается как девочек, так и мальчиков. Огромную роль, помимо физиологических, играют психологические факторы. Не все девочки-подростки беременеют по одной и той же причине: это не всегда и не только случайность. У каждого из конкретных случаев обычно бывает несколько сопутствующих факторов.

Исследования показали, что девочки, у которых не складываются отношения со своими матерями, чаще беременеют в подростковом возрасте. (Л. Понтон “Сексуальная жизнь подростков”) Матери-подростки нередко оказываются из неполных семей с трудным финансовым положением, находясь в полной или почти полной зависимости от своих родственников, будь то психологический или финансовый аспект их жизни. Яркой чертой старшего подросткового возраста является стремление к сепарации, т. е. к ощущению себя самостоятельным человеком. И при острой неудовлетворённости собой как личностью, при наличии ощущения зависимости от кого-то из взрослых, т. е. при невозможности достичь сепарации адекватными способами, девочки могут стремиться компенсировать это таким, на первый взгляд, “извращённым” способом, как стать матерью. В более глубинном смысле в основе такой мотивации лежит обычное подражания моделям взрослого поведения. А так как материнство в традиционном понимании - прерогатива взрослой женщины, девочка, решаясь забеременеть, всего лишь копирует свою мать, либо другую авторитетную для неё взрослую женщину.

Кроме того, помимо неудовлетворённого чувства сепарации, причиной сознательного стремления к раннему материнству может стать глубокое ощущение личного одиночества, ненужности эту миру и людям, окружающим девочку. Здесь имеет место следующий ход мыслей: “Я никому не нужна (как вариант, “меня никто не любит”), а вот если бы у меня был ребёночек, он бы нуждался во мне и любил бы меня…” .

Всё вышеописанное означает, что девочка, соглашаясь на половой акт с партнёром, может преднамеренно спровоцировать зачатие ребёнка. Она сознательно идёт на этот шаг, пытаясь таким образом решить свои проблемы. Но помимо “случайности” и желания самой девочки беременность может оказаться результатом халатности и равнодушия более старшего и опытного партнёра или вообще следствием изнасилования. Подводя итог, можно выделить несколько причин подростковой беременности:

1. Физиологические причины:

  • нежелание и неумение пользоваться средствами контрацепции;
  • ограниченность знаний о средствах предохранения полового акта;
  • отсутствие знаний о собственном теле.

2. Психологические причины:

  • плохие отношения с матерью;
  • неполная семья;
  • неблагоприятная финансовая обстановка в семье;
  • стремление к сепарации;
  • ощущение внутреннего одиночества;

3. Другие причины:

  • халатность старшего партнёра;
  • изнасилование.

Подростковые аборты

Приблизительно 4 из 10 случаев подростковой беременности заканчивается абортами. По результатам исследований Комитета по делам семьи и молодёжи в 2005 году 24 москвички, не достигшие 15 лет, сделали аборт. На тех, чей возраст находится в диапазоне 15-19-ти лет, пришлось 3180 прерываний беременности. А это 40 % от числа всех забеременевших девочек.

И здесь уже последнее слово не всегда остаётся за будущей мамой. Часто решающую роль играют родители девочки и отец ребёнка. Родители, не поддерживая, а иногда и откровенно осуждая свою дочь, вынуждают её пойти на такой страшный шаг, ничуть не задумываясь о последствиях.

Не менее важно и поведение отца ребёнка, так как вне зависимости от намерений самой девочки, именно мужчина часто предлагает неопытной спутнице не предохраняться, преследую здесь уже свои собственные эгоистические интересы. Ну а если отец будущего ребёнка и вовсе отказывается от ответственности и, следовательно, от матери ребёнка, то девочка, не находя поддержки, может впасть в отчаянье, чувствуя себя ненужной и брошенной, и способна пойти на аборт как на крайнюю меру разрешения столь сложной ситуации.

Совсем иначе выглядит проблема подросткового аборта с точки зрения беременности как результата изнасилования. В данном случае ребёнок может явиться для будущей матери вечным живым напоминанием о том ужасе и унижении, который ей пришлось пережить. С другой стороны, ещё не родившийся ребёнок ни в чём не виноват. И тут может возникнуть проблема личного нравственного выбора. Ещё одним важным аспектом данного вопроса является тот факт, что ранний аборт, в зависимости от особенностей организма матери может привести к бесплодию или другим проблемам детородной функции ещё несформировавшегося женского организма, т. е. вызвать серьёзные осложнения в состоянии здоровья в будущем, когда желание иметь детей станет осознанным.

Венерические заболевания, передающиеся половым путём

Половая жизнь, будь то взрослая или подростковая, всегда сопряжена с опасностью заразиться различными инфекционными заболеваниями, передающимися именно половым путём.

Широкие общественные массы, не имеющие специального медицинского образования очень смутно представляют себе, что такое венерические заболевания. Неискушенные подростки вообще считают это чем-то нереальным и просто не могут представить, что подобное может случиться и с ними. Им кажется, что венерическим заболеваниям подвержены только определённые группы людей, т. н. группы риска: алкоголики, наркоманы, проститутки. Здесь действует принцип “Авось обойдётся”. Некоторые не видят разницу между понятиями “СПИД” и “венерические заболевания”. Иначе говоря, и одни, и другие, и третьи пребывают в опасном для собственного здоровья и жизни заблуждении или незнании. Существует также мнение, что с помощью механических средств контрацепции можно защититься от любых венерических заболеваний. Это не совсем так: не все заболевания передаются через сперму или влагалищные выделения, порой для инфицирования бывает достаточно простого соприкосновения двух слизистых оболочек половых органов сексуальных партнеров.

Не менее важно выявлять и пресекать ход болезни, т. е. вовремя предпринимать надлежащие медицинские меры. А для этого, как говориться, необходимо знать своего врага в лицо.

Можно выделить 2-е основные причины распространения венерических заболеваний:

  • беспорядочные связи, часто обусловленные алкоголизмом и наркоманией;
  • проституция.

Необходимо, что бы старшие подростки научились трезво оценивать ситуацию. Они должны понять, что венерические заболевания – это не миф, не сказка, не особенность жизни параллельного мира, что это всё рядом, и что, если не подходить к вопросу выбора полового партнёра со всей серьёзностью, за одну единственную ошибку можно очень тяжело расплачиваться всю оставшуюся жизнь.

Все эти проблемы являются следствием непросвещённости или неправильного информирования подростков в вопросах культуры полового поведения.

Несомненно, что первый сексуальный опыт оставляет неизгладимый след в психике человека, а иногда оказывает чуть ли ни решающее влияние на всю последующую жизнь, причиняя боль, формируя различные психологические комплексы, вызывая неврозы. И от того, каким будет начало сексуальной жизни, во многом зависит дальнейшая психологическая судьба личности.

Двумя основными тенденциями, касающимися сексуальной жизни подростков в современном российском, да и западном, мире является то, что:

  • подростки приобретают свой первый сексуальный опыт раньше предыдущих поколений (в среднем в 15-16 лет);
  • большинство взрослых борется с вопросами о сексе и упорно избегает разговоров на эту тему со своими детьми.

Такое положение дел обостряет ситуацию и ставит подростков в безвыходное положение: лишённые в большинстве своём поддержки родителей, они становятся предоставленными сами себе. А так как тема сексуальности, не смотря на запреты и скептицизм родителей, продолжает волновать детей, они выбирают сами искать ответы на свои вопросы. А так как известно, что правильный ответ только один, неправильных же может быть множество, подростки часто становятся жертвами социальных мифов на тему секса, различных предрассудков, и попросту неточной информации. Для того чтобы ближе подойти к сути проблемы, важно разобраться в причинах двух вышеуказанных тенденций.

Причины ранней сексуальной активности старших подростков

Факторы, влияющие на раннюю половую активность старших школьников, нельзя недооценивать и списывать подобное поведение детей на распущенность и некую развращённость. Ничто не случайно – всё имеет свои причину и часто очень глубокую психологическую обоснованность. Сейчас, как упоминалось выше, порог девственности снизился до 15-16 лет по сравнению с предыдущими поколениями. Отчасти это связано с более ранним началом физического созревания у всех детей, что заставляет подростков действовать подобно взрослым задолго до того, как они становятся готовы к этому эмоционально и интеллектуально.

Другим фактором, способным подтолкнуть подростка к раннему половому сношению, является бестактное, порой и совсем грубое поведение одноклассников и даже учителей. Так как все дети развиваются по-разному, кто-то быстрее, кто-то – нет, возникает некое несоответствие внешности отдельных учеников основной массе класса, т. е. некоторые дети могут выглядеть старше своих одноклассников. Подобные различия во внешнем облике выделяют конкретного ребёнка, делая его в какой-то степени особенным. И реакция одноклассников на такого сверстника не всегда предсказуема, адекватна и положительна. Кроме того, те же самые одноклассники неодинаково реагируют на их сформировавшихся сверстников в зависимости от пола подростка, что создаёт дополнительные трудности. Совершенно нормальное поведение, явно соответствующее уровню развитию части девочек, зачастую воспринимается окружающими, как сексуальное. Улыбки и взгляды могут казаться признаками кокетства, а определённая походка и телодвижения – провоцирующими. Даже биологически внешний вид формирующейся груди может рассматриваться как преднамеренно сексуальный. Слишком единодушна бывает иногда реакция сверстников (как мужского, так и женского пола) на развивающиеся тела взрослеющих девочек. Нередки случаи, когда в связи с этим девочек начинают дразнить, а иногда и обидно обзывать. (Л. Понтон “Сексуальная жизнь подростков”).

С мальчиками дело обстоит несколько иначе. Раннее половое развитие мальчиков, которое в основном считается преимуществом, начинает признаваться со смешанным одобрением. Мальчики, созревающие раньше своих одноклассников, обладают более высокой самооценкой и пользуются большей популярностью. Но они также чаще совершают необдуманные поступки, включая раннее начало употребление алкоголя и наркотиков. Частично это объясняется тем, что они выглядят старше и общаются с мальчиками старшего возраста. Но есть и факторы, так сказать, внутренней среды: на фоне всеобщего (или почти всеобщего одобрения) у них формируется завышенная самооценка, и часто ошибочное ощущения себя психологически старше своих лет, стремление к вседозволенности и лидерству.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что девочки-подростки изначально больше подвержены негативным переживаниям из-за раннего полового развития и, как следствие, стрессам, чем мальчики, что делает их психику более восприимчивой к различным сомнительным влияниям извне. У девочек чаще формируются комплексы по поводу их внешности, и заниженная самооценка у них более частое явление, чем у мальчиков-сверстников. Всё это результат существования в современном обществе системы двойных стандартов.

Но роль сверстников в формировании взглядов подростка на сексуальность не ограничивается оценкой уровня его физического, т. е. полового развития. Ещё одной причиной ранней сексуальной активности подростков является психологическое давление, которое оказывается со стороны сверстников. Школьные товарищи нередко призывают подростков стать сексуально активными. Часто для этого используются фразы типа “Все так делают!”, “Ты фригидна!”, “Будь мужчиной!”. В подростковой среде группы сверстников играют очень важную роль в определении сексуальной ориентации и сексуального поведения мальчика и девочки, снабжая верой или искажённой информацией и навязывая свои ценности. И в случае такого давления выбор модели сексуального поведения часто оказывается принудительным, вынужденным из-за нежелания стать изгоем, быть как все или не хуже других. Здесь, как отмечал в своих трудах Мартин Хайдагер, действует стадное чувство.

Можно выделить ещё одно обстоятельство, побуждающее подростков к ранней сексуальной активности. На первый взгляд оно может показаться не заслуживающим внимания по сравнению с предыдущими причинами, но это не так. Уже упоминалось, что для подростков в этом возрасте свойственно стремление к сепарации, и часто оно реализуется путём подражания поступкам взрослых. А так как тема половых отношений позиционируется родителями и педагогами как запретная, как сфера взрослой жизни, как нечто недоступное детям, естественно, именно поэтому приобщение подростка к сексуальной жизни воспринимается как превращение во взрослого.

Таким образом, можно выделить 3 основных причины, которые стоят за ранней половой активностью подростков:

  1. Раннее физическое развитие подрастающего поколения.
  2. Психологическое давление со стороны сверстников, бестактное поведение одноклассников и педагогов.
  3. Стремление к сепарации.

И чем раньше это происходит, тем больше вероятность риска и нанесения непоправимого вреда психическому и физическому здоровью молодого человека.

Причины, по которым родителям трудно разговаривать со своими детьми на тему сексуальных отношений

Ждать, что подростки пройдут свой путь взросления без руководства взрослых, значит только увеличить их невежество, страх и вероятность неудачи. Родители часто стремятся привить подросткам свои ценности в вопросах сексуального поведения, но они порой просто не знают, что именно сказать своим детям о сексе, потому что им либо самим не хватает информации, либо они не уверены в своих собственных ценностях. И тогда вместо доверительной беседы родители часто прибегают к запретам и угрозам. Существует несколько причин, по которым в сексуальных вопросах родители прибегают к запретам и угрозам. Это:

  • смущение;
  • боязнь того, что явно “щекотливая” тема разговора может спровоцировать сексуальную активность детей;
  • большое значение, предаваемое в сознании старшего поколения представлению о “запретном”.

Тем не менее, подростки борются за понимание проблем пола в течение всего периода их взросления. Часто подрастающему поколению в силу каких-либо внутренних или внешних факторов просто не к кому обратиться: ни к родителям, ни к друзьям, ни, тем более к преподавателям.Если бы родители и педагоги были достаточно открытыми, то услышали бы, что подростки хотят говорить на тему сексуальных отношений между людьми. И учитывая то сложное и противоречивое время, в которое мы живём, более действенным было бы именно умение выслушать и поддержать диалог на эту непростую тему, чем запреты и наказания за интерес к сексу. Разговаривая дома со своими детьми больше вероятности уберечь их от беды, нежели накладывать табу, и тогда подростки сами будут пытаться найти ответы на свои вопросы. И нет гарантии, что их источники информации будут адекватными и точными. А ведь не находя понимания у родителей, подростки чаще всего обращаются к таким источникам информации, как Интернет, порнопродукция сомнительного содержания, бульварная литература и жёлтая пресса. Всё это вряд ли можно назвать надежными, а главное безопасными источниками знания. Когда чувства и интересы детей признаются нормальными, они меньше рискуют сбиться с дороги в процессе исследования своих ощущений. Обсуждать вопросы секса с подростками лучше всего в доверительном разговоре. Впоследствии это поможет ослабить запреты и уменьшить ощущения неудобства как у детей, так и взрослых. Сердитые или унизительные замечания или команды вызывают соответствующую ответную реакцию. Выражая открытое неповиновение или самостоятельность, рассерженные подростки могут совершить рискованные поступки, связанные с сексом (например, для ответного унижения родителей). Всё вышеизложенное приводит к важному выводу: необходимо создавать на базе школы новые образовательные предметы для просвещения детей на темы половой зрелости и культуры полового поведения, умения принимать адекватные и разумные решения в этом вопросе. Необходимо грамотно рассказывать детям обо всех опасностях, которые могут их подстерегать, а также о способах защиты от них. А главное – нужно перестать рассматривать вопросы полового воспитания как грязные и “запретные”. Иначе лжеборьба за некую нравственность в обществе (а в действительности, нежелание родителей и педагогов говорить на “щекотливые” темы) обернётся увеличением случайных половых связей у подростков, необдуманностью в вопросах первого сексуального опыта, нежелательными беременностями, абортами, различными венерическими заболеваниями и увеличением числа ВИЧ-инфицированных.