Советы психолога

 
 
Иногда все начинается, казалось бы с незначительных вещей: медленный темп работы, трудности в запоминании букв, неумение сосредоточиться. Что-то списывают на возраст – дескать, не привык, еще маленький; что-то – на недостатки воспитания; что-то – на нежелание работать. А ведь в этот момент трудности еще относительно просто обнаружить, они достаточно легко поддаются исправлению. Но потом проблемы нарастают как снежный ком – одна трудность тянет за собой другую, образуя страшный и порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, что трудности «переползают» с одного предмета на другой.
 
Ребенок сдается: начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания – бесполезными. Результаты обучения зависят не только от того, способен или неспособен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится!». Раз «никогда», то стараться незачем!  Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну, какой же ты бестолковый!» - только подливает масла в огонь. И не только слово, но и простое отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов.
 
Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?
Первое – не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача – помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.
Второе – настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами!).
Третье – ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.
Четвертое – забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Не требуйте от ребенка немеленого рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.
Пятое – не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.
Шестое – интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз – без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…» Понимаете в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка – очень редко…
Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает – больше читать; если плохо считает – больше решать примеров. Но ведь это утомительные, не дающие удовлетворения занятия, убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.
Очень важно, чтобы во время занятий вам ничего не мешало, чтобы ребенок чувствовал – вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.
Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение вызывает на смену и «на расправу» другого.
Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. и здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.
При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 25 – 30 минут. Паузы после такой работы обязательны!
Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу же домашние задания.
Седьмое – не считайте зазорным попросить учителя спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.
Восьмое – работайте только на «положительном подкреплении». При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните. Самое важное при оказании помощи ребенку – это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр…
Девятое – но очень важное! – детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.
Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник на полчаса раньше.
Пожалуй, самое трудное время – вечер, когда пора ложиться спать. Родители, стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть… Можно предоставить ему и некоторую свободу, разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого, например. Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье, и особенно в каникулы.
Десятое, и последнее – своевременность и правильность принятых мер повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйтесь у специалистов (врачей, логопедов, психологов, психоневрологов, педагогов). И выполняйте все их рекомендации!
 
Первое условие школьного успеха учащегося – безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
 
1.       Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
2.       Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с педагогами, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с классным руководителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
3.       Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
 
4.       Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.
5.       Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
 Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
6.       Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
 
§   Объясните своему ребёнку, что домашнее задание – дело первоочередной важности. Помогите ему составить план выполнения домашней работы. Никакие другие занятия не должны мешать её выполнению.
§   Не выполняйте домашнее задание за вашего ребёнка. Вместо этого дайте ему понять, что цель вашего присутствия - поддержка.
§   Приучите своего ребёнка заблаговременно готовиться к контрольным работам. Не оставляете его на вечер накануне контрольной.
§   Интересуйтесь работой вашего сына или дочери, просматривайте дневник и тетради. Попросите его(её) постоянно держать Вас в курсе школьных дел.
§   Постарайтесь выяснить, с какими предметами Ваш ребёнок справляется без особого труда, а какие требуют определённых усилий. Наблюдайте за тем, что он делает, когда не понимает задание, или какое-либо определение.
§   Создайте своему ребёнку спокойную обстановку для учёбы.
·   Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий.
·  Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме.
·   Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук.
·   Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание.

·   Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности, создайте в доме спортивный уголок, приобретите спортивный инвентарь: скакалки, гантели и т.д.

 
  Проблема выбора профессии является непростым испытанием для учащихся 8–9 классов. Многим впервые в жизни предстоит задуматься и совершить серьезный шаг. Во многом от правильного выбора профиля будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассника. Исследования мотивов и особенностей умения делать выбор профиля и будущей профессии показали, что преобладающей мотивацией при выборе профиля  в старших классах  и будущей профессии является социально положительный мотив — почти половина учащихся выбирают его как значимый. Это означает, что внутренние механизмы, движущие силы (внутренняя мотивация) на  момент исследования сформированы слабо. Большое влияние на выбор профиля оказывает мнение друзей и родителей, а не понимание собственных личностных особенностей, интересов и способностей. При этом  потребность в определении своих интересов, способностей и направленности личности у учащихся достаточно велика.
  Психологи выделяют следующие параметры профессиональной зрелости личности человека:
• автономность;
• информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями;
• умение принимать решения;
• умение планировать свою профессиональную жизнь;
• эмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения.
  Автономность личности определяется умением вычленить себя из мира окружающих людей, умением отделить свои цели от целей родителей и других значимых лиц, пониманием целостности своей личности, стремлением к самореализации, уровнем реализма в принятии карьерных решений. Обретение автономности представляет собой  процесс  взросления, который может нанести ущерб в случае отсутствия адаптационных  ресурсов личности. Речь идет о такой ситуации,  когда профильное обучение начинается без предварительной подготовки учащихся, и  переформирование классов или переход в другую школу вынуждает подростка ориентироваться на новую социальную ситуацию и систему межличностного взаимодействия. Зачастую оказывается, что подросток лишается постоянного общения со своими друзьями, выбравшими другой профиль, что также снижает адаптивные возможности.
  Для того, чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации: знать целый мир профессий, предмет и цели труда, уметь выделять, понимать основные требования профессии к человеку, как и где получать выбранную профессию, перспективы профессионального роста. Широкая информационная готовность к профессиональному выбору включает в себя информированность:
• о возможных способах получения желаемого образования после школы;
• об усилиях, которые потребуются приложить для его получения;
• о наличии собственной практической готовности и способностей для  получения избранного образования;
• о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию;
• о содержании и условиях возможной  профессиональной деятельности;
• о последствиях, которые могут иметь место по завершении обучения (например, востребованности специалистов с данным образованием на рынке труда, оплате труда, возможностям для личностного роста и карьеры и др.);
• о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и последующую профессиональную деятельность.
  Зрелость предполагает также наличие практической и мотивационно-ценностной готовности человека к выбору. Практическая готовность включает    в  себя:
•владение выпускниками школы умениями делать выбор дальнейшего способа получения образования;
• наличие у школьников практических знаний и умений, необходимых для продолжения обучения после школы в избранном направлении. Умение делать выбор предполагает наличие у ученика нескольких умений, включающих:
- выделение альтернатив получения образования, соответствующих собственным потребностям и возможностям;
- оценку их преимуществ и недостатков;
- выбор из имеющихся вариантов наилучшего.
  Мотивационно-ценностная или психологическая готовность включает:
• сформированность у выпускника самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование;
• наличие ценностных ориентаций и индивидуально  выраженных  целей, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессией.

  Зрелый  выбор, в отличие от романтического или случайного, предполагает, что учащийся осознает свои жизненные цели и планы, и верно оценивает возможность для их реализации, а сделанный им выбор не расходится с его ценностными ориентациями и позволяет реализовать его собственные намерения.