Образовательный туризм

Образовательные экскурсионные маршруты ГУО «Ольманская средняя школа»

№ п/п

Название экскурсии

Тема учебной программы

Класс

Нитка маршрута/

Экскурсионный объект

Допризывная подготовка

1

Основы военного дела

Порядок неполной разборки и сборки автомата

11

Погранзастава

2

Защита Отечества

Доблесть и слава воинов в борьбе за свободу Отечества

10

Памятник земля-кам, погибшим в годы ВОВ

3

Военно-медицин-ская подготовка

Алгоритм проведения реанимационных мероприятий

10

Амбулатория

Химия

4

Интересное рядом

Кислород в природе

7

Лес (урочище

«Загать»)

5

Минеральные удобрения

Понятие о минеральных удобрениях

9

КСУП «Струга»

6

Химия вокруг нас

Сложные эфиры в природе

10

Амбулатория-аптека-магазины

Человек и мир

7

Интересное рядом

Лес и его жители

3

Лес (урочище

«Загать»)

Литературное чтение

8

Сюда приходят дети узнать про всё на свете

Внеклассное чтение «О чём рассказывают детские журналы и газеты»

 

2

Сельская библиотека

Обществоведение

9

Духовная жизнь общества

Религия

10

Молитвенный дом - церковь

Физика

10

Физические явления у воды

Световые явления

8

д. Ольманы – р. Льва – д. Ольманы.

Технический труд

11

Познай природные свойства

Породы древесины

6

д.Ольманы - Республиканский заказник «Ольманские болота» - д.Ольманы

 

Беларуская літаратура

 

12

Мы ў памяці захоўваем простыя імёны

Незагойная рана

7

в.Альманы – помнік загінулым – в.Альманы

География

 

13

Республиканский ландшафтный заказник  «Ольманские болота»

 

Природоохранные территории

9

д. Ольманы - Республиканский ландшафтный заказник  «Ольманские болота»

Немецкий язык

 

14

Der Schatz meiner kleinen Heimat

Туризм

11

д. Ольманы - заказник «Ольманские болота»

 

Допризывная подготовка

  1. Название экскурсионного маршрута: Основы военного дела

  Тема учебной программы: Порядок неполной разборки и сборки автомата

  Учебный предмет/ класс: ДП, 11 класс.

  Нитка маршрута: погранзастава.

   Карта: пункт № 1.

  1. Название экскурсионного маршрута: Защита Отечества

   Тема учебной программы: Доблесть и слава воинов в борьбе за свободу Отечества

  Учебный предмет/ класс: ДП, 10 класс.

  Нитка маршрута: памятник землякам, погибшим в годы ВОВ.

  Карта: пункт № 2.

  1. Название экскурсионного маршрута: Военно-медицинская подготовка

- Тема учебной программы: Алгоритм проведения реанимационных мероприятий

- Учебный предмет/ класс: ДП, 10 класс.

-Нитка маршрута: амбулатория.

- Карта: пункт №3.

 

Автор экскурсионных маршрутов: Дубина Юрий Валерьевич, учитель допризывной подготовки ГУО «Ольманская средняя школа»

Химия

  1. Название экскурсионного маршрута: Интересное рядом

Тема учебной программы: Кислород в природе

Учебный предмет: химия, 7 класс

Нитка маршрута (объект): урочище «Загать» (лес).

Карта:

Информация об экскурсионном объекте:

     Большое количество газообразного кислорода (около 21%) содержится в атмосфере. Кислород необходим живым организмам для дыхания. Без кислорода невозможно было бы получать энергию для сжигания различных видов топлива. Откуда кислород берется на Земле, несмотря на его большой расход?

    Единственным источником кислорода на нашей планете являются зеленые растения(лес), которые вырабатывают его под воздействием солнечного освещения в процессе фотосинтеза. Считается, что одну десятую часть всего кислорода, который вырабатывается зелеными растениями, дают наземные растения, а остальные девять десятых - растения вод Мирового океана.

 

  1. Название экскурсионного маршрута: Минеральные удобрения

Тема учебной программы: Понятие о минеральных удобрениях

Учебный предмет: химия 9 класс.

Нитка маршрута(объект): КСУП «Струга» (склад минеральных удобрений)

Карта:

 

 

Информация об экскурсионном объекте:

Удобрения-вещества, которые содержат химические элементы, необходимые для питания растений, их вносят в почву для повышения урожайности. К важнейшим химическим элементам, которые необходимы для развития растений относятся азот, фосфор и калий.

Кроме названных, для нормальной жизнедеятельности растений необходимы и другие химические элементы: сера, магний, железо и кальций. В небольших количествах также необходимы: марганец, кремний, бор, медь, цинк, молибден и другие-их называют микроэлементами.

В зависимости от химического элемента, содержащегося в удобрении, их делят на три вида: азотные, фосфорные и калийные.

Удобрения, содержащие несколько питательных веществ, называются комплексными.

 

  1. Название экскурсионного маршрута: Химия вокруг нас

Тема учебной программы: Понятие о сложных эфирах

Учебный предмет: химия 10 класс.

Нитка маршрута(объект): врачебная амбулатория-аптека-магазины

Карта:

 

Информация об экскурсионном объекте:

Сложные эфиры получаются в результате реакции этерификаций при взаимодействии карбоновых кислот со спиртами. Чаще всего они представляют собой жидкости, которые имеют приятный запах фруктов или цветов. И в самом деле, приятные запахи цветов и фруктов часто обусловлены наличием в их составе сложных эфиров.

Благодаря приятному запаху. сложные эфиры используются в производстве фруктовых напитков, кондитерских изделий, косметики.

Некоторые сложные эфиры, например, этиловый эфир уксусной кислоты используют в качестве растворителей.

Синтетическое волокно лавсан является сложным эфиром полимерного строения. В нашей стране лавсан получают на ООО «Могилевхимволокна»

Автор экскурсионных маршрутов: Дубина Валерий Адамович, учитель биологии и химии ГУО «Ольманская средняя школа»

Человек и мир

  1. Название экскурсионного маршрута: Интересное рядом

Тема учебной программы: Природные сообщества Беларуси. Лес и его жители

Учебный предмет: человек и мир, 3 класс

Нитка маршрута(объект): урочище «Загать» (лес).

Карта:

 

Информация об экскурсионном объекте:

    Основное природное богатство Беларуси — это наш красивый лес. В лесу всегда чистый воздух и дышится там совсем по-другому. В лесу всегда улучшается настроение. Прогулки в лесу важны для здоровья. Самые распространённые деревья, которые растут в наших лесах: сосна и ель. Мне очень нравятся березы, а еще растет дуб. Наши предки использовали лес для строительства крепости, дома… Из деревьев, которые росли в лесах, делали мебель, посуду, игрушки и обувь…Приспособления для обработки земли тоже делали из дерева.

   Люди охраняет лес от насекомых-вредителей, лечат или срубают заболевшие деревья…Из семян выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках. Люди заботятся и о животных, ограждают муравейники, подкармливают зверей, развешивают искусственные гнездовья для птиц.

   Берегите лес от пожаров!!!

  Не ломайте ветки, не рвите цветы, не шумите, чтобы не спугнуть животных, не разоряйте гнезда, не оставляйте мусор!!!

Автор экскурсионного маршрута: Дубина Алла Николаевна, учитель начальных классов ГУО «Ольманская средняя школа»

Литературное чтение

  1. Название экскурсионного маршрута: Сюда приходят дети узнать про всё на свете

Тема учебной программы: внеклассное чтение, "О чём рассказывают детские журналы и газеты"

Учебный предмет/класс: литературное чтение, 2класс

Нитка маршрута(объект): сельская библиотека

Карта:

Цели:

  • Дать учащимся вторых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности – "библиотека", "читальный зал", "абонемент», «книжный фонд», «читательский формуляр».
  • Научить их ориентироваться в библиотечном пространстве. Вызвать у школьников интерес к чтению детской литературы, журналов, газет.   Познакомить учащихся с историей появления детских журналов, с современными детскими журналами, их структурой.
  • Развивать творческие способности, мышление, речь, внимание;
  • Воспитывать интерес к чтению периодической печати. Формировать бережное отношение к книжному фонду.
  • Воспитывать культуру поведения в библиотеке.

Форма проведения: рассказ о библиотеке, просмотр красочных изданий книг и журналов, 

    Здравствуйте, дорогие ребята! Вы ученики второго класса и на многие вопросы знаете ответы – как называется дерево, которое растет под вашим окном, кто живет в море, какое животное постоянно умывается, как растет хлеб.  Я пригласила вас в удивительный дом, называется он «библиотекой», в нем собраны путеводители по жизни. «Библио» по-гречески – книга, а «тека» – хранилище. Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были и в них хранили книги! Им более 5 тысяч лет! В Египте книги писали на папирусе, в Китае были свитки из шелка, а в Междуречье писали на глиняных табличках, в Индии – на пальмовых листьях. В России в старину простой люд писал на бе­ресте, а государственные бумаги – указы и гра­моты – на специально обработанной тонкой ко­же – пергаменте, который скатывался в трубоч­ки – свитки. Библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой ваши верные друзья.

О сколько в этом доме книг! Внимательно всмотрись – Здесь тысячи друзей твоих На полках улеглись. Они поговорят с тобой И ты, мой юный друг, Весь путь истории земной Как бы увидишь вдруг…С. Михалков

   В библиотеке много книг, журналов, и все это называется книжным фондом. Человек, любящий, умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья – это книги. Книги рассказывают об интересных событиях, приключениях, приглашают в увлекательный мир, заманчивый и разнообразный, учат и заставляют совершенствоваться.

  Библиотека – это удивительный город, где вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо этажей – книжные полки, дома – тома книг, а у каждого дома своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья – литературные герои. Каждая книга стоит на своем месте. А хорошо ориентироваться в этом удивительном городе вам поможет библиотекарь. В нашей библиотеке есть отделение – абонемент, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь читать, перечитывать, рассматривать картинки. И в назначенный срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам. Но если не успел прочитать? Не беда. Ты можешь прийти в библиотеку и продлить срок чтения книги. У нас есть книги, которые на дом не выдаются, но их можно прочесть в нашем читальном зале. Это справочная литература – энциклопедии, словари, книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. (Библиотекарь показывает справочную литературу). В читальном зале очень интересные книжные выставки, посвященные важным и интересным событиям. Здесь можно прочесть свежие газеты и журналы. (Библиотекарь показывает журналы и газеты для детей).  И всегда готовы прийти на помощь читателю. А вот это, ребята, читательский формуляр (показать), куда записываются все книги, которые вы прочтете.

     Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится. В нашей библиотеке есть «Книжкина больница», в которой ребята помогают книгам, которые нуждаются в лечении. Но все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники беречь!

  Давайте мы с вами запомним, как правильно обращаться с книгами. Вам дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети. Книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

Правила обращения с книгой

  • Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
  • При чтении книг пользуйся закладкой.
  • Не загибай книжные страницы.
  • Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
  • Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
  • Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.

   Чтобы стать настоящими читателями, надо знать, как нужно вести себя в библиотеке. (Каждому ученику выдаются «Правила пользования библиотекой»).

«Правила пользования библиотекой»

  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли.

  Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, давайте поговорим о журналах, которые вы очень любите читать и рассматривать в библиотеке.

Слово «журнал» пришло к нам из французского языка, в переводе означает дневник, газета.

Журналы выходят периодически через неделю, месяц 1 раз в 3 месяца,1раз в полгода.

В журналах печатаются разные жанры сочинений: художественные –рассказы, повести, стихи, сказки; информационные: обзоры, очерки; публицистические статьи. заметки. интервью, репортажи с места событий.

В последнее время появилось много журналов развлекательно-познавательного характера и прикладного характера.

 Первый журнал вышел во Франции 340 лет назад. Он содержал обозрение книг по литературе, естественным наукам, искусству. В России журналы появились на 100 лет позднее. А первый детский журнал вышел в конце 18 столетия. Назывался он «Детское чтение для сердца и разума» .Его название говорит само за себя: здесь печатались стихи, басни, рассказы русских писателей для детей, которые учили детей быть вежливыми, а также знакомили маленьких читателей с окружающим миром. Издателем этого журнала был Н. Н. Новиков, писатель, ученый и общественный деятель. А. О.  Ишимова   издает специальные журналы для девочек «Звездочка» и «Лучи». А в 19 столетии появляется журнал для детей «Задушевное слово».

Как вы помните из урока лит. чтения о рассказах Л. Толстого, в то время было очень мало учебных книг для детей. Поэтому журналы стали настоящей находкой для любознательных детей, их родителей и учителей.

 Когда были маленькими ваши бабушки и дедушки, журналов для детей было гораздо больше. Это и литературные журналы и журналы о природе, о науке и технике. Самыми популярными тогда были журналы; «Веселые картинки», «Мурзилка» -для самых маленьких читателей, «Пионер», «Костер» для школьников.

Современные журналы стали более красочными, печатаются на прекрасной бумаге. Появились детские журналы о путешествиях, о рукоделии, о спорте, развлекательно-познавательные журналы с играми, головоломками, конкурсами, загадками, кроссвордами.

   Рассматривание журналов детьми. «Непоседа. Отличник. Островок. Умники и умницы. Вясёлка» и др.

-Посмотрите на обложку журнала. Как он называется? Что можно узнать о содержании журнала по его обложке?

-У кого в руках журналы о природе? Назовите их. О животных?

-Есть журналы, где можно получить сведения из разных областей знаний-истории, науки. литературе. Такие журналы называются познавательными. А есть журналы, в которых кроме познавательных статей, можно найти и литературные странички:

сказки, рассказы, стихи, странички с играми, головоломками, комиксы, конкурсы. Назовите такие журналы.

-Возьмите два номера любого журнала. Прочитайте содержание. Что вы заметили?

-Эти разделы в журналах называются рубриками. Давайте посмотрим, можно ли по названию рубрики определить ее содержание.

 -Выберите журнал, тематика которого вас заинтересовала. Подготовьтесь рассказать о журнале по плану

-Название журнала

-Для кого создан журнал;

-Какие рубрики есть в этом журнале, что можно узнать из них;

-Какая статья, рассказ заметка вам понравилась;

-Кому бы вы посоветовали прочитать этот журнал;

-Рассказы детей о журналах

 Библиотекарь. Ребята, с каким видом печатных изданий мы сегодня познакомились? -Где можно ознакомиться с ними? (в библиотеке).

 Я всегда рада видеть вас в школьной библиотеке. А сейчас вы можете самостоятельно выбрать журналы и книги на дом.

С помощью одного из учеников библиотекарь показывает, как правильно выбрать и записать книгу, журнал.

Автор экскурсионного маршрута: Евсович Любовь Николаевна, учитель начальных классов ГУО «Ольманская средняя школа»

Фотогалерея:

Обществоведение

  1. Название экскурсионного маршрута: Духовная жизнь общества

Тема учебной программы: Религия

Учебный предмет /класс: обществоведение, 10 класс

Нитка маршрута (объект): молитвенный дом – церковь.

Карта:

 

Православный храм

 

 

 

Информация об экскурсионном объекте:

Религия — это система верований в сверхъестественное и связанное с ней особое, специфическое поведение (культ). Можно определить религию и как связь человека с Высшей силой, Абсолютом: один из вариантов этимологии слова «религия» звучит как «восстановление связи». Отдельные направления в рамках одной религии, особенности вероисповедания в пределах определённого религиозного учения называются конфессиями (лат. confessio — исповеÍдание). Примеры конфессий в деревне Ольманы:

1.Православие.

Храм Воскресения Христова

Адрес:д. Ольманы, ул. Колхозная, 21

Священнослужитель: Кудласевич Сергей

     

    

История храма говорит о том, что закладка камня приходится на 1888 год, а освящение было через пять лет, в 1903 году, на третий день Пасхи, вот почему и название храм носит Воскресения Христова. Построен храм в форме корабля – самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет к Царствию Божию. Храм имеет два купола, что символизируют два естества во Христе – Божественное и человеческое. Форма купола также имеет символический смысл. Храм как раз имеет две формы купола: первый купол имеет шлемовидную форму, что символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла, и второй купол имеет форму луковицы, что символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие. Крыша храма была покрыта деревянной дощечкой, а в 1970-е годы пожертвованиями прихожан покрыта жестью. Внутреннее устройство храма делится на три части: притвор, собственно храм (средняя часть) и алтарь.

Здание храма деревянное, снаружи обшито вагонкой и окрашено. Храм имеет четырнадцать одинарных окон и четверо входных деревянных дверей двое из них боковые. Иконостас храма трехъярусный. Иконы написаны в византийском стиле. По свидетельству старожил деревни во время войны немцы, когда посетили храм, то их поразила красота написания икон, благодаря чему промыслом Божьим они не сожгли храм и церковный дом.

 

2.Протестантизм.

Церковь христиан веры евангельской

   

Адрес:д. Ольманы, пер. Октябрьский, 2

Пастор - Шмат Андрей Михайлович

 Автор экскурсионного маршрута: Вероха Александр Михайлович, учитель истории и обществоведения ГУО «Ольманская средняя школа»

Физика

  1. Название экскурсионного маршрута: Физические явления у воды

Тема учебной программы: Световые явления

Учебный предмет /класс: физика, 8 класс

Нитка маршрута (объект): д. Ольманы – р. Льва – д. Ольманы.

Карта:

 

Если какой-либо предмет поместить на дно сосуда и удалить  сосуд от глаз настолько, что предмет не будет виден, то он              вновь станет виден на этом расстоянии, если сосуд залить водой.  Евклид 

Цель экскурсии:

- показать взаимосвязь явлений в природе и целостности науки «Физика»;

- обобщить знания, полученные за курс физики и развивать умение применять их в новой ситуации;

- воспитывать бережное отношение к природе, своему краю, деревне, воспитывать любовь к Родине;

- развивать память, мышление, эмоциональное восприятие учащихся и их коммуникативные навыки.

                                                   Ход экскурсии

Учитель: Эта наша экскурсия на природу поможет вас заинтересовать предметом. 

 Вы нередко хорошо владеете компьютерными играми, знаете устройство автомобиля, сможете починить телевизор или радиоприемник.  Однако если спросить вас, почему вода в виде сока поднимается вверх по стволу дерева вопреки силе тяжести, и вы вряд ли все сможете ответить. А ведь человечество учится у природы издавна.  Многие машины и механизмы подсказала людям природа.  И она будет продолжать учить людей, если они не сгубят   ее неумной промышленной деятельностью и   пренебрежительным отношением к окружающему миру.  Из года в год горят леса, браконьеры отстреливают животных, сетями процедили малые и большие реки.  Все меньше животных и растений, все толще красная книга исчезающих и черная книга исчезнувших животных и растений.  Понимание явлений природы, экскурсии в природу помогут в какой-то мере воспитанию бережного отношения к богатствам зеленой уникальной планеты. Кто-то из ученых сказал: «Человечеству не нужны орудия массового уничтожения. Оно само погубит себя, если будет продолжать жить так, как живет сейчас.  Научить любить нашу землю можно и нужно.

     Сегодня мы с вами совершим экскурсию на берег реки Льва – здесь можно найти для вас много интересного, того, что, может быть, и видели, но не обращали внимания и не задумывались над объяснением увиденного. Но для того, чтобы вовремя добраться до водоёма, нам придётся преодолеть путь.  А как рассчитать скорость движения? Что для этого необходимо знать?

А давайте рассчитаем скорость движения. Расстояние, которое нам необходимо преодолеть – 4 км, а время мы определим по прибытии. В путь!!!

   

Учитель: вот мы и добрались до нашего места. Проголодались - надо подкрепиться. Для этого нужно разжечь костёр. Кто расскажет порядок разжигания костра?

     ( Ученики  рассказывают, как правильно разжечь костер. После всего этого разжигают костёр в определенном месте. Ребята обедают, отдыхают и снова собираются вместе)

Информация об экскурсионном объекте:

Одна из рек Брестской области Республики Беларусь – Льва. Эта река берет начало на просторах Украины. Лишь в нижнем течении реку называют Моства. Если говорить точнее, то Льва меняет имя на Моству у деревни Мочуль.

Общая протяженность реки составляет 172 км, в том числе в пределах Беларуси – 80 км. Устье расположено неподалеку от д. Коротичи Столинского района, здесь Моства впадает в Ствигу с левого берега. Водная система: Ствига - Припять – Днепр - Чёрное море. Основные притоки в Беларуси: Мышенка и Лесовая Речка. Они впадают в Льву с правого берега.       В пойме много болот, но есть и луговая растительность, кустарники и даже леса. Ближе к устью в пойме встречаются многочисленные озера, образовавшиеся в результате изменения русла реки. Русло умеренно извилистое, разветвлённое, в нижнем течении канализировано.         В верхнем течении следов людей очень мало, много птиц, бобров, выдр. Связано это с труднодоступностью. Река часто петляет, растекается на несколько рукавов, теряет воду в тростниках, сужается до 3-4 метров. Там же, где рукава собираются вместе, ширина может достигать 40 метров.

  Учитель: Вначале мы вспомним некоторые моменты  физики 8 класса и проведём маленькие исследования. У вас  имеется термометр:

  1. Измерьте им температуру  у поверхности земли; на уровне верхушек трав (15-20 см.); на высоте человеческого роста.
  2. 2Измерьте температуру вспаханной (рыхлой) и твердой, светлой и темной почвы.
  3. 3.Измерьте температуру на солнце и в тени.
  4. 4.Измерьте температуру на поверхности песка. Установите,  как изменяется температура по мере погружения термометра в песок.
  5. 5.Измерьте температуру в луже и водоеме (озере, речке и т.п.).

Сделайте выводы из наблюдений. Объясните природу явлений.

   Учитель:        …Вы знаете, что луч света прямолинеен. Вспомните хотя бы луч, пробившийся сквозь щелку в ставне или в занавесе. Золотой луч, полный кружащихся пылинок!     Но… физики привыкли все проверять на опыте. Опыт со ставнями, конечно, очень нагляден. А что вы скажите об опыте с копейкой в чашке? Не знаете, этого опыта? Сейчас мы с вами его сделаем.

У меня на руке стеклянный стакан с чистой озёрной водой. Вадим, положи копейку в пустую чашку и все присядьте так, чтобы она перестала быть видна. Лучи от копейки шли бы прямо в глаз, да край чашки загородил им дорогу. Но я сейчас устрою так, что вы снова увидите копейку.  Вот я наливаю в чашку воду… Осторожно, потихоньку, чтобы копейка не сдвинулся… Больше, больше… Смотрите, вот он, копейка!  Появилась, словно бы всплыла. Или, вернее, она лежит на дне чашки. Но дно это будто бы поднялось, чашка «обмелела». Прямые лучи от копейки к вам не доходили. Теперь лучи доходят. Но как же они огибают край чашки? Неужели гнутся или ломаются? Беру чистый стакан с водой. Можно в стакан наклонно опустить чайную ложечку. Смотрите, сломалась! Конец, погруженный в воду, переломился вверх! Вынимаем ложечку — она и целая, и прямая. Значит, лучи действительно ломаются!

...Часто людям кажется, что отражение в пруду кустов и деревьев отличается большей яркостью красок и насыщенностью тонов. Эту особенность также можно заметить, наблюдая отражение предметов в зеркале. Здесь большую роль играет психологическое восприятие, чем физическая сторона явления. Рама зеркала, берега пруда ограничивают небольшой участок пейзажа, ограждая боковое зрение человека от избыточного рассеянного света, поступающего со всего небосвода и ослепляющего наблюдателя, то есть он смотрит на небольшой участок пейзажа как бы через темную узкую трубу. Уменьшение яркости отраженного света по сравнению с прямым облегчает людям наблюдение неба, облаков и других ярко освещённых предметов, которые при прямом наблюдении оказывается слишком ярким для глаза.

    Интересно также оценить на глаз интенсивность света, отраженного от поверхности водоема, в зависимости от угла падения, пронаблюдать отражение солнечных лучей от окон дома при различных углах падения днем, при закате, восходе светила.

    Итак, мы дошли до места, отдохнули, пообедали, провели некоторые маленькие исследования, а сейчас достаём заранее приготовленные таблицы и за работу!

    Учитель: На поверхности воды в реке нередко можно видеть области, покрытые рябью, и спокойные участки. Причина появления последних – наличие в этих местах тонкого слоя масла, который гасит рябь от ветра. Ветер сдувает масляную пленку и подгоняет её к берегу. В результате вода в водоеме оказывается покрытой рябью с той стороны, откуда дует ветер, и спокойной у противоположного берега. Здесь прутья и листья, находящиеся на поверхности воды, лишь еле – еле смещаются относительно друг друга – их удерживает на месте плёнка масла. Она же обуславливает разительное отличие живой искрящейся поверхности лесного ручья от «свинцовой», как бы вязкой воды городских водоёмов.

            Перед вами таблица, которую будем заполнять по ходу экскурсии: наблюдаем и зафиксируем.

Явления

Объект

 наблюдения

Наблюдаемая картина

(заполняют ученики)

Объяснение наблюдаемого явления

(заполняют ученики)

Отражение света

Пейзаж и его отражение в воде.

 

 

 

 

Поверхность воды, покрытая рябью.

Рябь на воде.

 

 

 

Стебелёк, высовывающийся из воды.

Отраженный пейзаж отличается от реального тем, что он перевернут «вверх ногами» и имеет смещенную перспективу.

 

На ней появляются солнечные и лунные дорожки.

 Видны ритмически вспыхивающие и гаснущие искры света.

 

 

Стебелёк окружен пятном света.

Спокойная поверхность воды отражает, как плоское зеркало.

 

Каждая волна на воде свое изображение источника света: их совокупность образует «дорожку» из изображений источника.

 

Поверхность воды представляет собой своего рода движущиеся вогнутые и выпуклые зеркала; вогнутые фокусируют свет, возникает вспышка.

 

Благодаря смачиванию вода поднимается вокруг основания стебля; образовавшаяся вогнутая поверхность фокусирует свет.

Преломление света

Дно водоема.

Полосы света на дне водоема.

Завихрение в водяном потоке ручья.

Водомерка на воде.

Листья на воде.

Предметы под водой, на поверхности которой рябь.

Дно видно только у берега.

Полосы света на дне мелкого водоёма движутся.

На дне ручья тёмные пятна, окаймленные светлыми полосами.

На дне 6 тёмных пятнышек со световым ореолом вокруг них.

Их тени на дне имеют изрезанные края.

Они покачиваются.

При большом угле падения лучей отраженный свет   преобладает над прошедшим в глубь воды и, следовательно, вышедшим из глубины – со дна.

 

Гребни волн служат линзами и собирают лучи света в виде полос, которые движутся вместе с волнами.

 При завихрении поверхность воды местами вдавливается, образуя в этом месте рассеивающие линзы, за которыми и возникают тёмные пятна.

 

Водомерка удерживается на воде силами поверхностного натяжения; каждая её лапка образует на поверхности воды крошечное углубление, которое действует, как рассеивающая линза.

 Лист по краям скручен, и в этих местах вода, смачивая лист, поднимается, образуя ряд маленьких «призм», преломляющих лучи и дающих пучки света в направлении тени на дне.

Это обусловлено преломлением света на поверхности воды, которая из – за рябью колышется; соответственно покачиваются и изображения предметов.

Цвета тел

Вода

Цвет поверхности воды:

а) при спокойствии примерно таков, каков цвет неба или берегов

б) при ряби представляет собой перемешанные цвета неба и берегов

в) на мелководье примерно такой, как цвет дна

г) иногда определяется освещением как бы изнутри

 Цвет воды в водоеме определяется: 1) отражением света от её поверхности; 2) отражением света от дна водоема; 3) рассеянием и поглощением света водой

а) основная часть света отражается поверхностью воды, как зеркалом

б) свет отражается вогнутыми и выпуклыми участками поверхности воды

в) на мелководье свет достигает дна и отражается от него; вода приобретает цвет дна водоёма

г) это происходит тогда, когда солнце находится высоко и возрастает доля света, рассеянного в глубине

 

Сухие и влажные предметы

Цвета влажных предметов по сравнению с сухими становятся более насыщенными

Поверхности влажных предметов более гладкие и меньше рассеивают белый свет

 

    Учитель: так как мы находимся с вами на лоне природы, на самом красивом месте нашей деревни, мне в голову приходят отрывки из литературных произведений, тоже связанные со световыми явлениями на воде и под водой.

  1. Ф. И. Тютчев."В небе тают облака…”    

 В небе тают облака,    

 И, лучистая на зное,

        В искрах катится река,  

       Словно зеркало стальное.

 

 Почему поверхность воды искриться?

 

  1. В. Я. Брюсов.В лодке.      

И лодка чуть колышется, одна средь темных вод,

       И белый столб от месяца по зыби к нам идет.

 

 Как образуется "белый столб” на воде?

 

  1. 3Садко (былина).   Проснулся Садко, купец богатый новгородский,  

                                     В океан-море да на самом дне;    

                                    Увидал он – сквозь воду печет красно солнышко.  

                                    "Печет” ли солнышко под водой?

 

 

  1. В яркий солнечный день ученики, как и вы, отправились в поход. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темныекостюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки, песок был сухим и чистым идти было легко, дальше путешественники свернули на луг и пришлось сбавить шаг. Далеко впереди ребята увидели человека, который рубил хворост, его трудно было различить, т.к. и человек и кусты были видны не ясно, контуры их расплывались, и казалось, будто они колышутся и дрожат. Подойдя к дровосеку метров на 200, ребята увидели, как он поднял и опустил топор на толстый сук, однако удар топора они услышали не сразу.  На ночлег расположились у берега реки. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам стало теплее. На дне реки лежал большой камень. Трое ребят с трудом подняли его в воде, но зато легко выбросили на берег. Над костром повесили два чайника: круглый и цилиндрический, в первом вода быстро закипела. После захода солнца на небе показался серп луны, его рожки были обращены вправо, было очень красиво.

   Подумайте и скажите, пожалуйста, в каких местах я была не права?

    Учитель: скоро, очень скоро наступит лето, и вы придёте на эту речку купаться, загорать на его берегу…

  1.  Почему, когда вы, изрядно поплавав, выходите из воды, огни кажутся вам окруженными цветным ореолом?    
  2.  Какого цвета чистое, прозрачное озеро? Зависит ли его цвет от облачности? Как влияют на цвет характер дна и глубина озера?  Учитель: вспомните по картинкам, по телевизионным передачам, чем объясняется различие в цвете разных озер? Каков цвет морской воды у берегов и в открытом море? В какие цвета «окрашены» морские волны? 
  3. В природе очень много веществ. Об одном из них пойдет сейчас речь. Что это за вещество?  Подсказки: 

 а) Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека. 

         б) Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся. 

        в) Его можно использовать для уменьшения трения. 

г) Его используют в системах нагрева и охлаждения. 

д) Это вещество называют "соком жизни" на Земле.                         

 (Ответ: вода)

  1.  Любой водоем, дно которого хорошо видно, всегда кажется мельче, чем в действительности. Почему?

  Учитель: видите лодку на той стороне? Сейчас ребята (имя) сядут на эту лодку и    переплывут к нам. А потом они помогут нам ответить на следующие вопросы:

  1.  Почему, находясь в лодке, трудно попасть острогой в рыбу, плавающую невдалеке?
  2. Может ли произойти полное отражение света при переходе из воды в стекло?
  3. При выходе из воды животные встряхиваются. Какой закон физики используется ими при этом?          12. Какая рыба плавает в воде значительно быстрее многих других рыб?  

   Учитель: теперь, для активизации вашего внимания, предлагаю вам загадки, связанные именно с темой нашей экскурсии - с отражением и преломлением света:

                   - Перед нами – вверх ногами,

                    Пред тобой – вверх головой.

                                                        (Отражение в воде)

                    -Когда небо ниже земли бывает?

                                                         (Когда отражается в воде)

                    -Посредине поля лежит зеркало,

                    Стекло голубое, рама зеленая.

                                                          (Пруд)

     

   Для тех, кто интересуется не только физикой: знаете вы, что …      

 ...еще в комедии древнегреческого драматурга Аристофана отмечалась возможность расплавления восковой таблички с помощью зажигательного (преломляющего) стекла. А над тем, почему палка в воде кажется надломленной, размышлял сам Аристотель.    

 ...в Сиракузах, где, по легенде, Архимед поджигал римские корабли с помощью зеркал, ему был установлен памятник, изображающий ученого со сферическим сегментом в руках, направленным в сторону моря. Однако авторы изваяния не рассчитали, что подобным «зеркалом» можно было бы поджечь что-нибудь на расстоянии всего лишь около полуметра.  

 

Учитель: итак, мы с вами завершили свою экскурсию. Я надеюсь, то, что мы с вами видели, наблюдали надолго запомнится.  Сейчас, когда многие хотят получить информацию через Интернет или по другим каналам, увидеть, наблюдать своими глазами все те явления, о которых говорится в наших учебниках — это, по-моему, здорово! Всё здесь увиденное надолго сохранится в вашей памяти.  Выводы, сделанные во время этой экскурсии, пригодятся вам в дальнейшем. Спасибо вам за ответы на мои вопросы и загадки.                                  

Автор экскурсионного маршрута: Криволевич Алла Николаевна, учитель физики и математики ГУО «Ольманская средняя школа»

Технический труд

  1. Название экскурсионного маршрута: «Познай природные свойства»

Тема учебной программы: «Породы древесины»

Учебный предмет/ класс: технический труд, 6 класс

Тематика маршрута: познавательный.

Степень сложности: низкой сложности.

Вид передвижения: пеший.

Продолжительность: 1-дневный.

Нитка маршрута: д.Ольманы - Республиканский заказник «Ольманские болота» - д.Ольманы

Карта:

  1. Введение

Актуальность: на свете много замечательных мест, связанных с природными достопримечательностями, историческими событиями, жизнью известных людей.  А ведь только тот, кто хорошо знает историю своего края, его достопримечательности, природные объекты, тонко чувствует красоту природы, станет настоящим патриотом своей Родины.

Цель: воспитание патриотизма и любви к малой родине через изучение и разработку туристического маршрута по Республиканскому заказнику «Ольманские болота»

Задачи:

-   изучить теоретические аспекты разработки туристических маршрутов;

- способствовать изучению  пород древесины и  их свойств.

Объект исследования: Республиканский заказник «Ольманские болота»

Тип проекта: исследовательский практико-ориентированный.

  1. Основная часть

2.1. Организационно-подготовительный этап

Для организации работы по реализации проекта проведено:

-  определение основных объектов, территорий для изучения и последующих исследований;

- определение источников изучения объекта исследования в соответствии с объемом работ для исследования;

2.2. Этап изучения проблемы (выявление причин, изучение их  сущности, анализ)

В процессе изучения вопроса о породах древесины,  значении Республиканского заказника «Ольманские болота», истории его достопримечательностей, включения в туристические маршруты. Сформулирована проблема: богатейший материал об истории создания Республиканского заказника «Ольманские болота», его значении мало доступен широкой общественности.

2.3. Этап решения проблемы

С целью популяризации истории создания и значения Республиканского заказника «Ольманские болота» среди учащихся, населения д.Ольманы, Столинского района принято решение разработать туристический маршрут по Республиканскому заказнику.

 

- История создания Заказника (Приложение 1).

 

- Республиканский заказник «Ольманские болота»   (Приложение 2).

- Озеро «Засоминое» (Приложение 3).

  1. Заключение

Предложенный туристический маршрут может быть полезен и интересен как учащимся среднего и старшего звена, так и взрослым, которые увлекаются природными свойствами, а также всем, кто не безразличен к судьбе своей малой родины.

 

 

Информация об экскурсионном объекте:

Республиканский ландшафтный заказник «Ольманские болота» объявлен на территории Столинского района Брестской области на границе с Украиной в целях сохранения уникальных ландшафтов Приютского Полесья, включающих самый крупный в Европе цельный лесоболотный комплекс, а также ценные сообщества редких и исчезающих видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь. Территория заказника составляет 94219 га. Заказник имеет статус водно-болотного угодья международного значения (Рамсарской территории) и ключевой орнитологической территории.

Ольманский болотный массив отличается от подобных болотных систем не только своими размерами и сохранностью, но также тем, что его территория постоянно обводнена вследствие того, что грунтовые воды здесь выходят на поверхность земли. Территория заказника расположена в междуречье Горыни и Ствиги (правых притоков Припяти) и занимает южную часть Припятского прогиба. Поверхность представляет собой слабоволнистую заболоченную низину с широким развитием эоловых форм рельефа (абсолютные отметки 110-120 метров).

Основной водной артерией на территории Ольманских болот является река Ствига и ее притоки. В Ствигу впадает несколько главных каналов старых мелиоративных систем, построенных еще в начале XX века. В настоящее время они находятся в полуразрушенном состоянии, однако сток воды по ним, особенно в весенний период, еще продолжается. Кроме Ствиги по северо-западной границе заказника протекает река Льва. Как в пойме Львы, так и в пойме Ствиги имеется несколько небольших старичных озер. К внепойменным озерам на территории заказника относятся озера Большое и Малое Засоминые.

Ольманский болотный массив представлен двумя крупными открытыми низинными болотами — Красное и Гало, а также участками верховых сфагновых болот с остаточными озерами и высокими минеральными островами-останцами в виде узких гряд, покрытыми сосновыми, а местами широколиственными и мелколиственными лесами. Леса покрывают 50% территории заказника, из них сосновые занимают 72%, в т. ч. по болоту — 23%, пушистоберезовые — 18%.

Среди особо ценных растительных сообществ выделяются высоковозрастные пойменные дубравы и грабовые леса, высоковозрастные сосновые леса на развеиваемых песках с комплексом ксерофитной растительности, редкие для территории черноольховые сообщества.

Флора включает 687 видов сосудистых растений, в том числе 12 видов, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь: осока теневая, хохлатка промежуточная, росянка промежуточная, ликоподиелла заливаемая, кувшинка белая, прострел луговой, ива черничная, касатик сибирский, шалфей луговой, лилия кудреватая, сальвиния плавающая, фиалка топяная.

Среди обитающих здесь 192 видов наземных позвоночных животных, в Красную книгу Республики Беларусь включены 27 видов, в том числе 2 вида пресмыкающихся (болотная черепаха, медянка), 22 вида птиц(большая выпь, черный аист, луток, длинноносый крохаль, змееяд, малый подорлик, орлан-белохвост, пустельга, чеглок, серый журавль, большой улит, мородунка. большой кроншнеп, филин, воробьиный сыч, бородатая неясыть, болотная сова, сизоворонка, трехпалый дятел, зеленый дятел, зимородок, белая лазоревка) и 3 вила млекопитающих (орешниковая соня, европейская рысь, барсук). Из 225 выявленных видов насекомых, обитающих на территории заказника, в Красную книгу занесены 6 видов насекомых: решетчатая, фиолетовая и шагреневая жужелица, бронзовый красотел, торфяниковая желтушка, моховой шмель.

Заказник «Ольманские болота» передан в управление Столинского райисполкома. Для управления заказником создано и функционирует Государственное природоохранное учреждение «Заказники республиканского значения «Средняя Припять» и «Ольманские болота» (Сталинский район), которое находится в г. Столине.

Приложение 2

Приложение 3

 

Автор экскурсионного маршрута: Гребень Антон Александрович, учитель трудового обучения ГУО «Ольманская средняя школа»